16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1130.97
25 июля 2022, 07:32 Технологии

Частные объявления — под контроль единого оператора. Госдума готовит поправки к закону «О рекламе»

Лента новостей

В середине июля Госдума в первом чтении приняла поправки к федеральном закону «О рекламе». Судя по тому, как документ обсуждался в парламенте, работа предстоит непростая. Дискуссия депутатов получилась весьма эмоциональной

Фото: Фотобанк Лори

Законопроект депутата Артема Кирьянова попал в повестку внеочередного заседания Госдумы внезапно. Суть предложения в создании единого оператора, который будет следить за тем, чтобы ни на досках электронных объявлений вроде «Авито», ни на цифровых рекламных конструкциях билбордах, экранах, мониторах с бегущей строкой и так далее не появилась опасная для страны информация. По мнению автора законопроекта, крупная коммерческая структура при помощи государства справится с этой задачей лучше, чем множество существующих параллельно друг другу частных игроков. Еще одна задача не допустить, чтобы деньги, которые подобные компании зарабатывают в России, уходили в «недружественные» страны, а потом использовались против нашей страны.

Рынок отреагировал быстро и весьма эмоционально. В «Авито» заявили, что принятие такого закона попросту убьет бизнес и не только этой конкретной компании, но и бизнес «Юлы», ЦИАН и прочих. А рекламщики усмотрели в документе признаки того, что рынок хотят подстроить под одного конкретного игрока, а остальных просто оттеснят от всех рекламных денежных потоков. Ровно с теми же аргументами на заседании Думы выступали и депутаты от оппозиционных партий. Несколько раз депутата Кирьянова попросили привести пример хотя бы одного случая, когда на «Авито» или на каком-нибудь цифровом билборде появилась бы та самая опасная для страны информация. Кирьянов в итоге ответил:

«Мы с вами живем в ситуации, когда ничего не сделано для того, чтобы провести профилактические работы. И вот когда, не дай бог, что-то случится, потом не надо будет искать примеры, они будут совершенно очевидны. Поэтому не надо доводить ситуацию до того, когда что-то случилось. Давайте подождем пока у нас взломают десяток-другой рекламных конструкций, пока нам, что называется, флешку со свастикой воткнут в какой-нибудь экран. Или что мы ждем?»

Также до автора документа пытались донести аргументы бизнес-сообщества о том, что единовременно взломать системы сотен небольших компаний гораздо сложнее, чем атаковать единую структуру чтобы что-то запрещенное одномоментно появилось сразу на всех экранах страны. Контраргумент Артема Кирьянова таков:

«Если мы говорим о том, какой будет уровень обеспечения безопасности электронной площадки единого оператора, то он будет высочайший. Сравнивать ситуацию, что якобы сложно взломать 20, 50 или 100 маленьких компаний, а вот одну крупную хорошо защищенную систему это просто, это некорректное сравнение. Потому что вот эти 20, 50 или 150 компаний при желании через полторы минуты будут сломаны. А вот уровень безопасности серьезной защитной системы не даст выйти в эфир тому, что мы не должны показывать и что противозаконно».

Также обсуждалась угроза того, что региональные власти недополучат денег от рекламы в случае принятия закона и они же утратят возможность решать, где можно размещать экраны, а где нельзя. Депутат уверял всех, что ничего такого не произойдет. Наконец, Артема Кирьянова несколько раз просили доказать, что законопроект не написан под конкретного крупного игрока рекламного рынка, которого некоторые депутаты даже открыто называли. И вот пример лишь одного из подобных диалогов в Госдуме. Вопрос задал депутат Сергей Обухов:

Артем Юрьевич, опровергни всю эту волну информации, которая говорит о том, что есть двойное дно у этого законопроекта, что он лоббистский, и [скажи,] что ваши намерения в данном законопроекте чисты как слеза сиротки Хаси.

Сергей Павлович, как вы просите, опровергаю вот эти вот измышления и наветы. Намерения мои чисты и прозрачны, спасибо за вопрос.

В итоге в дискуссию вмешался спикер Вячеслав Володин, который призвал ко второму чтению учесть все замечания депутатов и бизнеса, но оставить в законопроекте главное возможность изгнать с рынка компании, принадлежащие собственникам из «недружественных» стран. В пример приводилась компания «Авито», за которой, по словам депутата Кирьянова, стоит структура из «недружественных» Нидерландов. В «Авито» на это уточняют, что нидерландская структура, в свою очередь, принадлежит холдингу из дружественной ЮАР страны БРИКС. А весь бизнес приземлен в России, данные хранятся тут и так далее.

С вопросом о структуре собственности компаний, работающих на рынке цифровой наружной рекламы, Business FM обратилась к сопредседателю Международного конгресса по рекламе и управляющему партнеру компании «Восток-Медиа» Алексею Митрюшину:

Алексей Митрюшин сопредседатель Международного конгресса по рекламе и управляющий партнер компании «Восток-Медиа» «Структура собственности в нашем бизнесе — это, как правило, муниципальные и региональные организации. Есть несколько федеральных организаций, и только у одной организации мы знаем, что есть иностранные владения. По моим ощущениям, лишь у одной конкретной организации, которая, кстати, уже упоминалась мной как подходящая и прописанная под этот законопроект, есть регистрация на Виргинских островах. Вся наша отрасль, все 300 операторов, которые подписались, — это отечественный бизнес, это российские компании, которые зарегистрированы и работают исключительно в российской юрисдикции».

Объединившиеся игроки рекламного рынка официально приглашали автора законопроекта к диалогу. Депутат Кирьянов, сославшись на занятость в рамках региональной недели, от встречи отказался. Впрочем, Госдума, приняв законопроект в первом чтении, дала на внесение поправок в документ не 14 дней как обычно, а 30 дней.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию