16+
Воскресенье, 21 декабря 2025
  • BRENT $ 60.55 / ₽ 4888
  • RTS1070.50
21 декабря 2025, 13:17 Стиль жизни

«Яхты со льдом»: суда, которым покоряются Арктика и Антарктика

Лента новостей

На покорение суровых широт заточена целая индустрия строительства новых экспедиционных яхт и перестройки старых ледоколов и других коммерческих судов

Фото: Turquoise

Как представляет себе отдых на борту суперъяхты человек с берега? Карибский полдень, в бассейне плещутся красотки, на бортике стоит мохито, владелец подкатывает к купальной платформе на гидроцикле. Как представляют себе отдых многие из сегодняшних покупателей яхт? Полярный день, сверкают на солнце торосы льда, за бортом на льдине лежат моржи, владелец (возможно, и с красотками) в пуховике подкатывает на «зодиаке», возвращаясь из экспедиции к необитаемому берегу.

В 2024 году турецкая верфь Turquoise передала заказчику одну из самых крупных своих яхт — 75-метровую Infinite Jest. Внешне она кажется типичной прогулочной яхтой для Средиземноморья и Кариб, но оснащена так, чтобы выдержать самые суровые испытания. Хозяин протестировал ее в проливе Дрейка, печально известном как одно из самых непредсказуемых мест мирового океана, и в антарктических льдах. Капитан назвал этот поход «приключением всей жизни».

Участники круиза если и чувствовали на себе суровость погоды, то лишь потому, что им хотелось острых ощущений. Они жили в настоящем плавучем дворце с коллекционной мебелью, эксклюзивными тканями, дубовыми панелями в теплых оттенках и коврами из шелка и кашемира, мрамором в ванных. У них в распоряжении были велнес-центр и спа-салон.

Яхта оснащена шумопоглощающими панелями, а двигатели, генераторы и муфты валов снабжены пружинными опорами для контроля вибрации.

Infinite Jest в путешествии сопровождал 69-метровый шэдоубот Jester с экспедиционным оборудованием. Его история примечательна. Это бывшее гидрографическое судно «Валериан Альбанов» 1972 года, построенное в 1972 году финской верфью Oy Laivateollisuus по заказу СССР. На самом деле его основной задачей были не научные изыскания, а слежение за кораблями НАТО в Северном море. После многих перипетий в 1990-е оно было превращено в роскошную яхту и под именем Olivia принадлежало израильскому бизнесмену Эялю Оферу. Он построил на смену свой знаменитый эксплорер Olivia O с ледокольным носом, «просто Оливию» продал, и она стала Jester.

Так называемые «конверсионные проекты», то есть модернизация старых коммерческих судов и переделка их в экспедиционные яхты, сегодня распространены. В отличие от строительства яхты с чистого листа, конверсионный проект более осязаем еще до начала работ и отнимает меньше времени даже при значительных переделках. Главное, верфь получает в свое распоряжение корпус с известными характеристиками безопасности и мореходными качествами, а дизайнеры экстерьера и интерьеров выступают в роли «редакторов».

Так, Arctic (87,6 метра, 2021-й) — это перелицованный буксир ледового класса, построенный в ФРГ в 1969 году. Большую часть своей жизни он приходил на помощь кораблям, терпящим бедствие в суровых северных широтах, и — видимо, за хорошую карму — в новом воплощении стал роскошной яхтой. Большая часть внешнего облика буксира, кстати, была сохранена, только спартанские интерьеры отделали резным деревом, в главном салоне установили мраморный камин (на яхтах действующий камин — это всегда дополнительные меры безопасности, поэтому он встречается далеко не везде) и облицевали ванные комнаты мрамором.

Буксир-спасатель 8164С («Геракл»), построенный в Нидерландах в 1974 году, до 1999 года был приписан к Мурманскому морскому рыбному порту. В 2015 году верфь Icon Yachts превратила его в экспедиционную яхту с двумя хелипадами, субмариной и несколькими тендерами.

Один из самых известных проектов этой верфи — 68-метровый экспедиционник 2020 года Q (ранее Ragnar). В его основе лежит судно поддержки и мощный ледокол Sanaborg (77 метров), работавший в Северном Ледовитом океане. В результате конверсии оно стало суперъяхтой, которая соответствует регламенту LY3 и сертифицирована как Ice Class 1A Super. Это значит, что она может выдерживать температуру воздуха до –35 °C и идти на скорости четыре узла во льду толщиной до полуметра.

Многие частные суда имеют корпус Ice Class, но считаные единицы способны ломать лед. Пожалуй, самой известной неконверсионной яхтой-ледоколом, задавшей тренд на ледовый отдых, стала La Datcha (77 метров, 2020-й). Она относится к линейке SeaXplorer (теперь просто XPlorer) верфи Damen (Нидерланды), специально созданной для навигации в традиционно труднодоступных местах. На борту среди прочего есть дайвинг-центр, декомпрессионная камера и два вертолетных ангара B3 Eurocopter, подводная лодка, несколько тендеров и моторных лодок. Время автономного плавания достигает сорока дней.

В 2025 году со стапелей верфи Damen в Анталье (да, Турция сегодня одна из ведущих стран в яхтостроении) сошла младшая сестра La Datcha и другого XPlorer — Pink Shadow — 60-метровая XPlorer 60. Яхта ледового класса оснащена гибридной силовой установкой и аккумуляторными батареями и соответствует требованиям IMO Polar Code, что делает ее пригодной для использования по всему миру. Помимо экспедиционных возможностей, XPlorer 60 обладает всеми причитающимися суперъяхте атрибутами комфорта, включая спа-зону на мостиковой палубе и бассейн с гидромассажем. Второй корпус этой модели также находится в процессе строительства.

На перспективу рассчитан проект 48-метрового эксплорера, который сегодня предлагает альянс итальянской верфи Baglietto, производителя двигателей и другого яхтенного оборудования Volvo Penta и бюро инженерии и дизайна Floating Life. Судно сможет автономно пройти более 5000 морских миль (туда-сюда через Атлантику в не самом широком месте, такая дальность хода присуща обычно более крупным яхтам). Все благодаря оптимизации конструкции корпуса ледового класса, целью которой является снижение расхода топлива на 30%, а также передовой экологичной системе пропульсии.

Нет, конечно, любителей тропиков среди владельцев яхт тоже всегда будет в избытке. Наше время сформировало отнюдь не тренд «Даешь! Все в полярники!», а тренд «Яхта — это свобода самому выбирать, где ты окажешься». Дело не в жаре или холоде как таковых. Просто чем более медвежьим окажется тот угол мира, куда можно на яхте забраться, тем интереснее. Кстати, после ледового похода Infinite Jest ушла на Карибы и в Майами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию