16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1185.91
28 марта 2024, 01:18 Компании

Маркетплейсы все чаще продают товары под собственными брендами: честная ли это игра?

Лента новостей

«Яндекс Маркет» начнет выпускать одежду под собственными брендами. Компания уже подала в Роспатент заявки на регистрацию нескольких товарных знаков. Производить одежду под собственными брендами «Яндекс Маркет» собирается в том числе в Китае и Узбекистане. Ранее этот и другие маркетплейсы уже запустили продажу мебели, техники и детских товаров под собственными брендами

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Одежда от «Яндекс Маркета» будет продаваться под брендами Tame, Muted и Humanform. Wildberries под брендом Razz уже продает свои смартфоны, телевизоры, пылесосы, стиральные машины и другие товары. Ozon запустил собственную марку одежды Hola. На рынке электронной техники Ozon представлен брендом Hartens. «Яндекс Маркет» ранее запустил продажу электроники под собственным брендом Tuvio. У «Мегамаркета» есть спортивная обувь Konda.

И представители маркетплейсов не считают, что у их собственных торговых марок (СТМ) есть какие-то преимущества перед товарами сторонних селлеров. Вот, например, как это комментируют в пресс-службе Ozon:

«Мы развиваем собственные торговые марки в тех нишах, где слабо представлен ассортимент и спрос превышает предложение. Например, где ушли популярные бренды. Главная цель СТМ — дополнить ассортиментную матрицу, чтобы улучшить клиентский опыт, а не нанести ущерб бизнесу продавцов. Наоборот, мы поддерживаем и развиваем бизнес селлеров, и, как результат, их доля в обороте компании постоянно растет. Маркетплейс использует ровно те же инструменты продвижения на площадке, что и другие игроки, у нас нет никаких эксклюзивных прав перед другими продавцами. То есть это честная конкурентная борьба за клиента между СТМ и продавцами — в качестве товара, в уровне сервиса, в объеме продвижения товара».

С этим утверждением согласны далеко не все. Вот что говорят селлеры, которые уже конкурируют с маркетплейсами в одних и тех же нишах. Слово предпринимателю по имени Никита:

«В среднем продавец платит площадке около 15% комиссии. Плюс логистические расходы — обычно 10-15%, и плюс расходы рекламы — еще 10%. То есть, получается, продавец отдает маркетплейсу от 30% до 45% от выручки, от цены товара. Разумеется, если в нише вдруг появляется сам маркетплейс и начинает продавать свой товар, он имеет огромное конкурентное преимущество, выраженное в более низкой, на 40%, себестоимости, и с этим в долгий срок бороться сложно».

У Amazon на этом была построена часть бизнеса. Компания копировала хиты продаж сторонних селлеров, выпускала собственные товары по гораздо более низкой цене (которую благодаря масштабам могла себе позволить) и в итоге выдавливала мелких игроков. А потом повышала ценник на свою продукцию.

С осени 2023 года российские законодатели активно работают над созданием нормативной базы, регулирующей деятельность маркетплейсов и взаимоотношение площадок с селлерами, ПВЗ и покупателями. Авторы соответствующего законопроекта изначально хотели запретить продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 млрд рублей, если аналогичные товары уже представлены на площадке. Документ с тех пор претерпел ряд изменений, и теперь этот пункт сформулирован иначе. Продолжает глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов:

Андрей Кутепов глава комитета Совета Федерации по экономической политике «У нас нет предложений о таком запрете. Мы разрешаем продавать свои товары и везде говорим, что если маркетплейс выступает как продавец товаров, он подчиняется закону «О защите прав потребителей». Здесь регулирование не нужно. Маркетплейсы осуществляют свою деятельность или как продавцы товаров, или как площадка, с помощью которой взаимодействуют продавцы и покупатели. Вот деятельность маркетплейсов как площадки мы предлагаем отрегулировать».

Вопрос: как будет взаимодействовать маркетплейс как площадка с собой же как с продавцом? Есть подозрения, что отношения останутся на удивление выгодными для обеих сторон.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию