Тема так называемых «валютных войн» стала трендом на мировом валютном рынке. В течение последних недель одна за другой страны снижают курс своих валют. Девальвация национальной валюты воспринимается многими правительствами как последнее средство спасти свою экономику и производителей: она позволяет обеспечить конкурентные торговые преимущества.

По словам министра финансов Бразилии Гвидо Мантега, который и заговорил о разгорающемся конфликте, «каждая страна пытается занизить стоимость своей валюты, так как это выгодно экспортерам».
Не скрывает опасений и глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Канн. «Вся глобальная система взаимодействия валют может обрушиться,— предупредил он в середине октября. — Совершенно очевидно, что набирает обороты идея использования валют в качестве политического оружия».

Директор Всемирного банка Роберт Зеллик уверен: «Государства проводят валютную политику, руководствуясь принципом «око за око». Это путь к взаимному уничтожению».

А генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаль Лами и вовсе предупредил, что нарастающие дебаты о курсах валют и конкретные действия некоторых стран могут угрожать мировой торговле.

Россия при этом заняла позицию наблюдателя. Ранее помощник президента России Аркадий Дворкович прокомментировал: «То, что происходит на валютных рынках, на мой взгляд, контрпродуктивно для валютной системы в целом». Поэтому Россия не планирует вводить ограничения на торговлю валютой вслед за другими странами.

Договорились не провоцировать

Попытка остановить «валютные войны» была предпринята на встрече министров финансов стран G20, которая прошла в южнокорейском городе Кенджу в конце минувшей недели и стала подготовкой к ноябрьской встрече членов «большой двадцатки» на высшем уровне в Сеуле.

Так, был подписан документ, призывающий избегать искусственных девальваций валют для поддержки экономического роста и стараться следовать рыночным механизмам. Следить за исполнением договоренности будет МВФ. «Мы будем переходить к рыночно ориентированным системам обменного курса, опирающимся на экономические основы, и воздерживаться от девальвации валют», — говорится в итоговом коммюнике.
Однако многие эксперты склонны полагать, что за общими словами скрывается отсутствие конкретных решений. Фраза о воздержании от девальваций была включена в проект документа еще до заседания, да и никаких реальных ориентиров и рекомендаций предложено не было. Не говорится в коммюнике и о каких-либо действиях в отношении стран, допустивших резкое снижение курса своих национальных валют. Аналитики считают, что в ближайшее время, несмотря на декларации, «валютные войны» будут продолжены.

Рубль будет сам себя регулировать

В России проблемы искусственных девальваций валют в мировых экономиках замечать не спешат. «На сегодняшний день «войны валют» еще нет», — поделился своим видением ситуации глава Минфина Алексей Кудрин 11октября.

Но уже два дня спустя после этого заявления рубль пустился в свободное плавание: Центробанк объявил об изменении параметров валютного коридора на 50 копеек в обе стороны, давая рынку чуть больше свободы.

А на днях ЦБ пошел еще дальше: он объявил детали нового механизма регулирования валютного курса. Теперь Центробанк будет аккумулировать валютные интервенции и при достижении уровня 650 млн долларов станет сдвигать границы валютного коридора.

Эксперты, опрошенные BFM. ru, уверены, что эта политика приведет к росту волатильности рубля на внутреннем рынке — поскольку игроки будут ориентироваться на внешний рынок и фундаментальные факторы.

Аналитик ИФК «Алемар» Василий Конузин рассказал BFM. ru: «Я не вижу сейчас никаких предпосылок для того, чтобы курс рубля существенно изменился. В принципе есть поползновения со стороны наших денежных властей в пользу того, чтобы сделать ценообразование рубля более либеральным. Думаю, что в таком случае в большей степени динамика рубля будет определяться динамикой других «мягких» валют, и реагировать на какие-либо изменения в монетарной политике крупных денежных эмитентов, вроде ФРС или ЕЦБ, острее, более чутко реагировать на изменения пары евро/доллар».

Между тем, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев считает, что никакой нужды ронять рубль нет. «Отличие нашей экономики от других развивающихся рынков заключается в том, что мы боимся не укрепления, а ослабления рубля, — отметил он. — В то время как, к примеру, Бразилия и Корея страдают от избыточного притока капитала, до России он пока не дошел. Сегодня есть вероятность, что часть тех инвесторов, которых гонят из других стран, обязательно придет в Россию, и после этого у нас будет достаточно иностранной валюты для поддержания национальной», — заявил он.

Алексей Павлов, заместитель начальника аналитического департамента «Арбат Капитал», рассказал BFM.ru: «Говорить о том, что курс рубля будет резко ослабевать, пока оснований нет. Наверное, в долгосрочной перспективе позиции рубля не столь сильны, он потихонечку будет ослабевать, но никаких резких движений быть не должно».

Более того, эксперт считает, что до конца года рубль может укрепиться как к доллару, так и к евро. «Безусловно, меры по укреплению любой валюты — это всегда неприятно, в первую очередь, для экспортеров. Чрезмерное укрепление рубля просто приведет к тому, что маржа наших нефтяных производителей будет сжиматься, что в конечном итоге негативно скажется для экономики, бюджета. Вопрос в том, что особых оснований для дальнейшего укрепления нет. Мы там, где мы есть», — считает Павлов.

Чем грозят «валютные войны»

В «валютных войнах» нет ничего необычного, особенно в период, когда страны пытаются выйти из экономического кризиса. По сути, это такая же протекционистская мера по отношению к местным производителям, как, например, увеличение таможенных пошлин на импортные товары.

«Если страна заинтересована в быстром экономическом росте, если у нее проблема безработицы или недогруженных производственных мощностей, как у всех сейчас, надо резко ослаблять валюту. Это всегда стимулирует экспорт и создает серьезные преимущества в международной торговле», — объясняет директор Центра экономических исследований Алексей Михайлов.
Но это не имеет никакого отношения к согласованной борьбе с кризисом. Первое и главное последствие «валютных войн» — рост инфляции. Они также бьют по объемам мировой торговли. Многие экономисты настаивают, что искусственная девальвация — это спасение своей национальной экономики за счет других, это экспорт кризиса в другие страны.