Владимир Якунин заявил, что вопрос о полной приватизации компании «Российские железные дороги» не стоит. «По закону это невозможно. Если говорить о материальной стороне вопроса, речь идет о возможности продажи до 15% акций ОАО «РЖД», принадлежащих государству», — сказал Якунин.

Что же касается сроков IPO, то здесь глава РЖД заявил, что до завершения третьего этапа реформирования компании «об этом речи быть не может».

Он подчеркнул, что именно поэтому первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым назывались сроки 2013-2015 годы. «К этому времени должны быть подведены итоги плана правительства по реформированию РЖД, и год еще будет на то, чтобы вновь созданные структуры получили годовые балансы, которые позволят делать выводы, чего мы в результате достигли», — отметил Якунин.

В обозримом будущем РЖД планирует продать 75% минус одна акция своей крупной «дочки» — Первой грузовой компании (ПГК). Якунин полагает, что на рынок в ходе IPO можно будет выставить 10% ПГК.

«Первая грузовая компания» — крупнейший в РФ оператор железнодорожных перевозок. РЖД владеют 100% акций ПГК. Сейчас в собственности компании находится более 200 тыс. вагонов различных типов. В 2009 году ПГК перевезла 231,8 млн тонн грузов
 

«По поводу IPO существовала такая тактика: продать небольшой пакет, скажем, процентов 10, на IPO, чтобы зафиксировать рыночную цену, а потом определиться. Эти предложения находятся в правительстве РФ и должны быть приняты», — сказал Якунин. По его словам, РЖД не намерена сильно затягивать вопрос с продажей ПГК, поскольку компании нужно верстать инвестиционный бюджет на следующий год.

Отвечая на вопрос о наиболее вероятном покупателе пакета акций «Первой грузовой компании», глава РЖД отметил, что интерес проявляют все крупные операторы подвижного состава, а также многие западные компании. При продаже пакета преимущество будет иметь тот, кто заплатит самую высокую цену, добавил Якунин.

«Это своевременный шаг, потому, что задача по реновации транспортной инфраструктуры на данный момент стоит остро. Правительство, памятуя упреки в том, что в докризисный период было инвестировано недостаточно средств в данную отрасль, стремится исправить ситуацию», — высказал свое мнение BFM.ru представитель компании ИК «Риком-Траст» Андрей Иванов.

По его мнению, «РЖД планирует провести IPO при достаточно благоприятной конъюнктуре рынка». Иванов пояснил: «Сейчас открыто окно IPO для крупных уникальных компаний. Причем логично было бы провести IPO с опорой не только на европейские. но и азиатские биржи».

Он также полагает, что «определяющим фактором при продаже пакета акций действительно будут финансы — кто больше предложит. Но при размещении 15-процентного пакета это безрисковая история, даже если какая-то значимая доля размещения будет концентрироваться в одних руках. Если она уйдет даже в азиатские страны, то это совершенно не страшно, потому что это на реальном контроле не отражается. Я думаю, что сам рынок таков, что все достаточно равномерно разойдется», — заявил Иванов.

Говоря об интересе со стороны азиатских компаний, эксперт отметил, что важную роль играет уникальность положения РЖД, с точки зрения геополитики. «Это коридор Азия - Европа, Европа - Азия, интерес существует, но без излишнего ажиотажа», — рассказал он.

Напомним, впервые слухи о возможном проведении IPO РЖД появились еще в январе. Тогда агентство Reuters сообщило о возможном размещении акций монополии на Гонконгской бирже. Однако представители монополии сообщение агентства тогда опровергли.

Впоследствии первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщал, что государство планирует после 2013 года продать в частные руки 25% минус одна акция РЖД. По его словам, к этому сроку компания сможет избавиться от большинства непрофильных активов. Помимо уже упомянутой ПГК, в настоящее время готовятся к продаже еще 17 дочерних и зависимых обществ компании, в том числе крупных долей в ОАО «ТрансКонтейнер» и «Росжелстрой».