Счетная палата проверит, насколько эффективно тратит средства при государственных закупках Министерство обороны России. Об этом заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин, передает РИА «Новости».

«Мы на следующий год включим в план проверок осуществление контрактов, закупок по всем тематикам военного ведомства», — озвучил планы СП Сергей Степашин на совещании Счетной палаты и Торгово-промышленной палаты (ТПП), посвященном вопросам госзакупок. Как заявил глава ТПП Евгений Примаков, раньше Минобороны прибегало к помощи экспертов Торгово-промышленной палаты при проведении госзакупок, но недавно министерство от этого отказалось. Степашин подтвердил, что это негативно сказалось на прозрачности закупок Минобороны. «Что касается Минобороны, я согласен с диагнозом по «прозрачности» госзакупок», — сказал глава СП.

Закупки Минобороны привлекают внимание аудиторов с середины 2000-х годов. По итогам проверок в 2006–2007 годах Министерство обороны стало лидером по нецелевому использованию средств среди федеральных структур. К 2010 году Счетная палата констатировала, что проблемы, обнаруженные три года назад, так и не были решены.

Например, так и не разрешились проблемы продовольственного обеспечения Вооруженных сил РФ, выявленные Счетной палатой в ходе проверки 2007 года, а также проблемы системного характера в управлении организацией продовольственного обеспечения. Об этом заявлялось на коллегии СП в начале сентября 2010 года.

Кроме того, добавились и новые вопросы. Так, в начале 2009 года СП обнаружила, что квартиры, получаемые военнослужащими, имели недостаточную площадь, а офицерам приходилось доплачивать за них из личных средств. В середине 2009 года Генпрокуратура нашла многомиллионные приписки в структурах Минобороны: например, более 70 млн рублей военные потратили на оборудование для защиты систем радиосвязи в Военно-морском флоте. При этом дорогостоящие системы так и не были сертифицированы и не эксплуатировались, а на их ремонт ушло 5,5 млн рублей, из которых 2 млн были похищены, как заявляла Гепрокуратура. Всего за полтора года Гепрокуратура возместила ущерб на 380 млн рублей.

За 2010 год по материалам прокурорских проверок в сфере расходования средств на оборону уже возбуждено 745 уголовных дел. Ранее начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко оценивал объем коррупции при государственных закупках в 1 трлн рублей при общих объемах трат на эти цели в 5 трлн рублей.

Одна из причин лидерства Минобороны в нецелевом использовании средств за прошлые годы — отсутствие контроля, говорит BFM.ru глава МТС «Фабрикант» Сергей Габестро (до середины 2010 года Минобороны размещало на этой торговой площадке свои заказы). «Минобороны чаще всего защищалось секретностью, и до сих пор иногда это делает, — говорит Габестро. — Сердюков [Анатолий Сердюков, министр обороны РФ, — BFM.ru] был первый, кто по-настоящему начал реформировать систему госзакупок в Минобороны, по сути, создал новое подразделение для закупок. До него структура закупок Министерства обороны была неуправляемая, никто не знал, сколько имущества, сколько материально-технических ценностей есть на балансе в Минобороны».

В марте 2009 года функции по проведению закупок для нужд оборонного ведомства были переданы из центра заказов и поставок тыла ВС РФ в специально созданную для этого структуру — управление госзаказа Минобороны РФ, напоминает ведущий юрист юридической компании «Налоговик» Николай Дубровин. «Планируется контролировать сделки (в первую очередь, их цены) силами Торгово-промышленной палаты, но на сегодняшний день они смогли изучить менее одной десятой от всего числа контрактов, заключенных Минобороны РФ», — говорит Дубровин. Сейчас активно ведется работа над новой системой электронных торгов по госзаказу — вплоть до контроля личных данных чиновника, принявшего решение о размещении заказа и о результатах выполнения работ по этому заказу. «При этом планируется отслеживать весь жизненный цикл приобретаемых товаров — от создания до утилизации. Это должно исключить любую возможность махинаций с фиктивными заказами и откатами», — заключает юрист.