25 долларов за баррель и рецессия практически во всех экономиках стран Персидского залива — это пессимистичный вариант развития событий, согласно видению HSBC. Согласно же «нейтральному» варианту от HSBC, среднегодовая цена на нефть составит 45 долларов за баррель. При таком раскладе аналитики банка предсказывают дефицит бюджета в Саудовской Аравии, Бахрейне и Омане.

Такое происходит с экономикой региона не в первый раз. «Нефтедобывающие страны Персидского залива проходили это трижды — во второй половине 70-х годов, во второй половине 80-х и в начале 90-х, — комментирует ситуацию Владимир Исаев, заместитель директора Института востоковедения РАН. — Однако их подушка безопасности, если считать на душу населения, не чета нашей. Они переживут это легче, чем многие другие страны, прежде всего нефтеимпортеры. Да, в регионе определенное количество проектов будет заморожено, часть нанятой рабочей силы будет отправлена за рубеж. Но это не означает полной остановки развития. Я думаю, что рост в 1-2% экономики этих стран в любом случае сохранят, потому что у них нет проектов, которые им завершить жизненно необходимо».

С этим мнением согласен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его словам, большая часть населения и рабочей силы в монархиях Персидского залива — иностранцы, которых можно как отправить на родину, так и ограничить в доходах. «Эти страны не обладают инфраструктурными проблемами, как, например, Россия. Им не нужно строить гигантской протяженности авто- и железные дороги, им не нужны топливные и энергетические запасы для того, чтобы справляться с зимой, — поясняет Евгений Сатановский. — У них крошечные расстояния, все компактно, они очень удачно устроены».

Прогнозы российских экспертов в целом совпадают с оценкой HSBC, согласно которой темпы роста ВВП трех крупнейших экономик в регионе в 2009 году по отношению к 2008 году снизятся, но сохранят положительные значения: с 7,1% до 1,1% в ОАЭ, с 6,7% до 0,9% в Кувейте и с 4,3%, до 0,8% в Саудовской Аравии. Рост ВВП Катара, крупнейшего в мире экспортера сжиженного природного газа, может упасть с 15,2% до 9,8%.

Экономики большинства стран Персидского залива диверсифицированы, нефтяные доходы не являются единственным источником пополнения их бюджетов, отмечает Евгений Сатановский. В частности, ОАЭ являются зоной свободной торговли и одним из крупнейших перекрестков делового администрирования, развивают авиаперевозки, туризм и недвижимость. Катару принадлежит лучшая в регионе авиакомпания Qatar Airways, а также самый авторитетный в арабском мире информационный канал Al Jazeera.

Между тем бюджет Саудовской Аравии на 2009 финансовый год впервые за восемь лет является дефицитным: его доходная часть составит 410 млрд риалов (110 млрд долларов), а расходная — 475 млрд риалов.

«Дефицит бюджета — временная ситуация. В США хронический дефицит бюджета, ну и что? У Израиля никогда не было профицитного бюджета, но он в первой двадцатке экономик мира», — прокомментировал это обстоятельство Евгений Сатановский.

Основные проблемы Саудовской Аравии, по мнению эксперта, лежат вне нефтяной плоскости и появились задолго до нынешнего кризиса: высокие государственные расходы, стремительный рост населения, геронтократия. При этом страна имеет развитое сельское хозяйство на базе артезианских скважин и такой важнейший источник доходов, как паломнический туризм, в рамках которого страну посещает около 2,5 млн паломников ежегодно.

Сложнее придется Ираку, где доходы от продажи нефти дают 94% поступлений в бюджет. Снижение цен на топливо вынудило правительство страны сократить бюджет 2009 года, пересчитав его исходя из цены в 67 долларов за баррель. По словам министра планирования и развития Ирака Али Бабана (Ali Baban), министерству пришлось начать официальное обсуждение способов снижения расходов с другими ведомствами.

В иранском парламенте январское обсуждение бюджета началось с цены в 45 долларов за баррель, однако позднее министр нефти Ирана Голам Хоссейн Нозари (Gholam Hossein Nozari) сообщил прессе, что следующий бюджет страны будет основан на прогнозируемой цене нефти в 37,5 доллара за баррель, «наиболее вероятной на фоне падения стоимости энергоносителей за последние полгода».

«Что касается Исламской республики Иран и Ирака, то в них ситуация сложнее: в Ираке из-за войны и разрухи в экономике, в Иране — из-за экономической политики правительства, весьма жестко критикуемой иранским парламентом и населением. Президент Ахмадинеджад не справляется с функциями, которые он взял на себя, придя к власти — справедливого распределения доходов от нефтепродаж. Но эти проблемы не касаются монархий Персидского залива, и я полагаю, что слухи об их смерти сильно преувеличены», — резюмирует Евгений Сатановский.