Непогода, охватившая Старый Свет в эти дни, неожиданно зарифмовалась с катаклизмами другого рода. Всего лишь снегопада оказалось достаточно, чтобы миллионы людей почувствовали себя не в своей тарелке; стараний всего лишь одного австралийца хватило, чтобы горелым запахло на многих политических кухнях. В эти дни вдруг сформировалось довольно четкое ощущение, что мы едва справляемся с теми скоростями, до которых разогнались. Для хаоса хватит и мелочи.

«Все говорят про погоду, а поезд идет», — не без иронии напомнил мне немецкую присказку приятель из франкфуртского City, просидевший все утро в электричке, которая обычно в считанные минуты привозит его из пригорода в самый центр. Свистопляска царит и на всех вокзалах Германии — поезда, обычно не задерживающиеся ни на минуту, приходят с опозданием в 2-3 часа.

«Страна утопает в хаосе зимы» — апокалипсические заголовки украшают страницы многих немецких газет. Фотографии напоминают, скорее, пост-апокалипсис — бесконечные колонны заснеженных машин, груды покореженного металла на обочинах, бескрайние белые поля вместо взлетно-посадочных полос с бугорками самолетов, застывших как будто навечно. «Поезд (самолет, автомобиль, человек — нужное подчеркнуть) дальше не идет», — таков лозунг этой недели.

Трудно поверить, что Германия с ее любовью к порядку, желанием подстелить соломку на случай любого падения, оказалась не готова к зиме, которая, вообще-то, случается регулярно. Однако так и произошло. В четверг некоторые водители простояли в дорожных пробках по 15 часов. Счет ДТП идет на тысячи. На севере Германии всего за пару часов зарегистрировано более 800 дорожных аварий с 70 пострадавшими. В числе тех, кто был вынужден ночевать за рулем, оказался и вюртембергский епископ, направлявшийся из Штутгарта в Кассель.

В Берлине в пятницу отменено около 30 рейсов, во Франкфурте-на-Майне – более 50 (то есть в десять раз меньше, чем днем ранее). Франкфуртский международный аэропорт в ночь на пятницу пришлось даже закрыть. Около трех тысяч пассажиров были вынуждены ночевать в залах ожидания. «Всего лишь чуть-чуть снега — и все встало! — возмущалась в аэропорту одна канадка. — У нас снега больше, но все работает».

Эта ситуация, между тем, сейчас типична для всей Европы. Представители аэропортов ссылаются на недостаток химикатов, предупреждающих наледи. «Зима наступила по всей Европе, всем нужны эти химикаты», — пояснил представитель фирмы-производителя Clariant.

Почему технологически столь развитая страна оказалась не готова к зиме? «За последние два десятка лет стало в два раза больше взлетов и посадок, но не обслуживающего персонала», — предлагает свою версию Инго Кронсфот из профсоюза «Ver.di». Есть объяснение и у железнодорожников: в гололед на поездах опасно разгоняться до обычной скорости в 200-250 км/ч. Сейчас экспрессы за час преодолевают не более 180 километров. Проблему с опасной наледью на рельсах могли бы решить обходчики путей, но их уже давно по большей части сократили за ненадобностью. «Техника поездов рассчитана только на хорошую погоду», — убежден Карл-Петер Науманн из союза «pro Bahn».

На зиму без снега, как выяснилось, рассчитывали и дорожные службы: справедливо называясь автомобильной нацией, немцы имеют в распоряжении разветвленную сеть автобанов. Однако эта зима показала, что дорог даже слишком много — их не успевают расчищать. В четверг практически парализованы оказались два крупных автобана в Тюрингии и Гессене. «Это, к сожалению, обычная история, — констатируют в германском автомобильном союзе ADAC, — люди едут осторожнее, грузовики застревают, что приводит к образованию пробок. Машин на немецких дорогах за последние 20 лет стало больше на 10 млн (52 миллиона, по приблизительным расчетам). Стоит также учитывать, что Германия — транзитная страна, соединяющая юг, север, восток и запад Европы.

В эти дни снова отчетливо стало ясно, насколько мобилен сделался современный мир: во Франкфурте-на-Майне отменили концерт певицы Шакиры, застрявшей в парижском аэропорту, а в Москве пришлось отменять концерты французской «Nouvelle Vague» — все по той же причине.

С непогодой сейчас борются по всей Европе, однако Германия, наверное, самый показательный пример того, насколько неподготовленным можно быть к ненастью — при всей боевой готовности. «Снег в Германии, стране, которая обычно лучше подготовлена к таким ситуациям, вызвал хаос», — пишет в пятницу газета Republicain Lorrain в добавление к рассказу о своих, французских, транспортных катастрофах.

В последнее время все чаще возникает ощущение, что мы уже с трудом справляемся со скоростями, которые определили для себя как нормальные. Гиперактивность, крайние формы которой медики считают психическим расстройством, очень востребована среди топ-менеджеров. Письмо, которое добирается до адресата за пару дней, считается безнадежно устаревшим; поезд, способный разгоняться до 160 км/ч вместо желаемых 250, кажется тихоходом. На слово «быстро» Google выдает более 40 млн результатов, на «медленно» — 12 млн.