Проблемы с вылетами из столичных аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево» начались 25 декабря, когда в Москве и области прошел «ледяной дождь».

В результате природных катаклизмов часть Подмосковья осталась без электричества, в зоне бедствия оказался и аэропорт «Домодедово». Этим объясняется задержка рейсов и отмена полетов из этого аэропорта.

В «Шереметьево» — причина другая: базирующаяся там компания «Аэрофлот» не запаслась достаточным количеством антиобледенительной жидкости, которой обрабатывают самолеты в такую погоду.

Но и в том, и в другом случае результат был одинаковым: пассажиров держали в неведении, рейсы то переносили, то отменяли. Между тем представители «Шереметьево», «Домодедово» и «Аэрофлота» заявляли, что на все вопросы, связанные с задержками и отменой рейсов, проблемами, возникшими в аэропортах, гражданам отвечали по телефонам горячих линий. По информации «Вестей.Ru», операторы в call-центре «Домодедово» отвечали оперативно. А на то, чтобы дождаться ответа на горячей линии «Аэрофлота» уходило 15-20 минут, причем звонки с мобильного телефона были платные — 50 рублей за минуту без учета НДС.

Люди жаловались на хамское отношение, отсутствие мест в гостиницах, горячего питания и воды (все это, по закону, должна предоставлять авиакомпания). В блогосфере есть сотни комментариев и видео на эту тему. Пассажиры признаются, что все происходящее «стало прививкой от любви к родине».

За это время Роспотребнадзор завел десятки административных дел по признакам нарушения авиакомпаниями прав потребителей, а директор аэропорта «Домодедово» Вячеслав Некрасов лишился своей должности. Ситуация нормализовалась лишь к вечеру 30 декабря.

В Росавиации сообщили, что в минувшие сутки из столичных аэропортов вылетели почти 100 тысяч пассажиров. «Работа московских аэропортов стабилизировалась, вошла в график расписания и выполняется в штатном режиме», — цитирует ИТАР-ТАСС представителя Росавиации.

Более 40 тысяч пассажиров обслужены в Домодедово, более 35,6 тысяч — в Шереметьево и свыше 19, 6 тысяч — во Внуково, сказал представитель ведомства. Он также добавил, что проблем с антиобледенительными реагентами у аэропортов нет.

По состоянию на 31 декабря Домодедово восстановил штатный режим работы. Пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова сообщила, что сейчас в аэропорту не осталось ни одного из пассажиров задержанных ранее из-за отключения электроэнергии рейсов. Впрочем, некоторые пассажиры вынуждены задержаться в аэропорту из-за проблем с багажом.

Национальный авиаперевозчик продолжает отменять рейсы

«Аэрофлот» распространил официальное сообщение, в котором говорится, что дефицит антиобледенительной жидкости для предполетной обработки самолетов устранен полностью. «Реагенты в объеме, достаточном для обработки воздушных судов до конца зимнего периода, поставлены», — отмечается в документе. Ранее же сообщалось, что запасов этого средства хватит лишь до 31 декабря.

Также «Аэрофлот» завил, что компании удалось полностью восстановить график полетов своих самолетов. «В настоящее время все рейсы авиакомпании выполняются по расписанию», — говорится в документе.

Однако на сайте аэропорта «Шереметьево» (http://svo.aero/timetable/today/) сообщается об отмене ряда рейсов «Аэрофлота». Так, к примеру, отменены вылеты из Москвы в Санкт-Петербург (время вылета 09:05), Ниццу (10:20), Гамбург (10:25), Копенгаген (11:35), Пекин (12:15), Дюссельдорф (12:30), Осло (13:25) и т.д. Всего из «Шереметьево» отменено свыше 50 рейсов компании. То есть говорить о массовой отмене рейсов не приходится, но ситуация пока далека от нормальной.

Ранее «Аэрофлот» заявлял, что компенсирует стоимость билетов, купленных непосредственно в кассах авиаперевозчика. По действующему в России закону компенсировать стоимость авиабилетов, проданных как часть турпакета, должны туристические фирмы, а не авиаперевозчик. Представитель компании отметил, что возврат билетов и компенсации обойдутся примерно в 20 млн долларов.

Компания сообщила, что за период с 25 по 29 декабря было выполнено 640 рейсов, только 227 из них — без задержек. Около 3 тысяч пассажиров «Аэрофлота» были перевезены рейсами других авиакомпаний. Для оказания помощи пассажирам задержанных рейсов, сообщали в авиакомпании, в гостиницах «было размещено 2 тысячи 200 пассажиров, выдано более 12 тыс ваучеров на питание, организована раздача прохладительных напитков, продуктов питания, предметов гигиены для детей». Однако, как уточняют пассажиры, под «пайком» подразумевалась «булочка и кусочек колбаски».

Готовь антифриз летом

История с антиобледенительной жидкостью, из-за которой возникли проблемы у «Аэрофлота», заинтересовала многих, даже премьера Путина.

Как сообщила начальник департамента по связям с общественностью «Аэрофлота» Ирина Данненберг, авиаколлапс возник из-за того, что немецкая компания по производству специальных средств для обработки корпусов лайнеров от наледи сорвала поставки, а контрактов с отечественными заводами у компании нет.

Однако другие авикомпании, у которых не возникло подобных проблем, закупают жидкость у московского завода. А тот, в свою очередь, покупает в Германии «комплектующие» — антифриз — и занимается «сборкой» жидкости на месте.

Начальник пресс-службы устоявшего перед погодными катаклизмами авиаузла «Внуково» Елена Крылова рассказала, что у аэропорта было достаточное количество необходимого антифриза, поскольку подготовка велась заранее. «Мы покупаем жидкость не напрямую в Германии, а покупаем здесь, в Москве, уже готовые растворы. У нас нет отечественной жидкости. Мы все втроем — и мы, и аэропорт «Шереметьево», и Домодедово — работаем на жидкостях, которые изготавливают на московском заводе из немецких компонентов. Да, до этого использовалась отечественная «Арктика», но это практика десятилетней давности», — пояснила Крылова. К слову, «Арктика» не соответствует европейским стандартам, поэтому ею крупные авиаузлы не пользуются.

Стоит отметить, что самолеты во всех трех московских аэропортах обрабатываются силами аэропортовых служб, самостоятельной обработкой занимается лишь «Аэрофлот». Он закупает жидкость в Германии, поскольку поставщик предложил более никзкие цены.

Но в непогоду жидкости потребовалось гораздо больше, чем обычно, к тому же своевременной доставке дополнительных объемов в Москву помешал сильный снегопад в Европе. Эксперты считают, что тот факт, что «Аэрофлот», имея под боком завод, готовящий необходимую жидкость, оказался в состоянии коллапса на несколько дней — результат неудачного маркетинга.

Между тем, неспособность российской химической промышленности разработать собственный рецепт антиобледенительной жидкости, который устроил бы зарубежных производителей самолетов, вызвал нарекания на уровне правительства. Премьер Владимир Путин поручил Министерству промышленности разработать предложения об организации производства авиационного антифриза в России.

Проблемы не только в России

Справедливости ради стоит отметить, что проблемы с вылетами самолетов наблюдаются не только в России. К примеру, с начала рождественских каникул в аэропортах на северо-востоке США были отменены 9726 рейсов. Из них по крайней мере 1335 рейсов были отменены накануне. Такие данные привели представители главных авиакомпаний страны, передает CNN.
В частности, из-за непогоды оказались парализованы крупнейшие аэропорты Нью-Йорка. «Учитывая все отмены и задержки рейсов, пройдет еще 2-3 дня, пока авиакомпании не начнут летать на регулярной основе», — заявил глава аэропорта «Ла Гардиа» в Нью-Йорке Томас Боско. При этом он уточнил, что на данный момент аэропорт принимает и отправляет по 70 рейсов в час, что намного ниже его пропускной способности. Пресс-секретарь аэропорта имени Кеннеди Сара Джорен заявила, что с шести вечера 27 декабря аэропорт работает только на прием рейсов.

В целом в Нью-Йорке сложилась критическая обстановка. Из-за обильных снегопадов улицы города напоминают кадры из фильма «Послезавтра», пишет The Daily Mail. В городе парализовано движение, не ходят автобусы, машины скорой медицинской помощи не могут доехать до пациентов. В снегу застряли около 2 тысяч бригад «скорой».

Жители винят в сложившейся ситуации мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Мэр, в свою очередь, обещает нормализовать обстановку в городе в течение суток. «Мы делаем все возможное, чтобы исправить ситуацию, привлекаем все ресурсы. Мы впервые столкнулись с такой погодной аномалией», — говорит в свое оправдание Блумберг.

Заметим при этом, что жалобы на обслуживание в аэропортах практически не поступали.