«Мы сами должны создавать спрос»
Президент компании АЛРОСА Сергей Выборнов в своем интервью радиостанции Business FM рассказал, как чувствует себя российский производитель такой роскоши, как алмазы, в условиях тотального падения спроса на все
Читать на полной версииВ форуме «Россия-2009», организованном компание «Тройка-Диалог», принял активное участие президент компании АЛРОСА Сергей Выборнов. В своем интервью радиостанции Business FM он рассказал, как чувствует себя российский производитель такой роскоши, как алмазы, в условиях тотального падения спроса на все.
— Вы давно дружите с Рубеном Варданяном и были на прошлом форуме «Тройки». В чем принципиальное отличие этого форума от прошлого?
— Прежде всего, правильно, что он не совпал по времени с Давосом. Поскольку во времена кризиса важно иметь большее количество точек зрения. То, что звучало в Давосе, продолжено здесь на очень хорошем профессиональном уровне.
Кризис сыграл свою роль, и выступления носят более приземленный, деловой характер. Люди говорят о реальных проблемах, которые стоят перед страной и перед их компаниями. Абсолютно нет понтов, мишуры. Мне такая обстановка больше импонирует.
— Что самое важное из услышанного сегодня?
— Мне наиболее интересно было слушать Германа Грефа. Он обладает уникальным управленческим опытом — и в качестве высокого госчиновника, и в качестве руководителя крупнейшего банка России, который сегодня точно является системообразующим. Плюс у господина Грефа всегда особая, неординарная точка зрения.
— На мой взгляд, он сказал интересную вещь — мы находимся ровно посередине кризиса. Что, на ваш взгляд, нас еще ожидает?
— В своем выступлении я привел пример Джорджа Сороса, который в последнем выпуске «Файненшл таймс» поделился своими ощущениями по поводу кризиса. Он считает, что параллели нужно искать не с экономическими коллизиями, которые были в прошлом, а с общей историей. Для него события, которые произошли в конце 2008 года, подобны событиям, которые произошли в 1944 году, когда он, будучи ребенком, находился в Будапеште, оккупированным нацистами и чудом избежал смерти. Вот это абсолютно адекватное сравнение — конечно, на личностном уровне, — которое описывает ощущения отдельного человека.
— Как вы расцениваете меры правительства, о которых сегодня говорил Игорь Шувалов? Многие здесь в кулуарах говорят, что плавная девальвация рубля — это все-таки ошибка.
— Непонятно, на какой стадии кризиса мы находимся. И я не согласен с мнением, что нынешний кризис — это всего лишь кризис перепроизводства. Цены на нефть выросли до таких высот не потому, что был спрос на нефть, а потому, что был спрос на производные инструменты. Оценивать адекватно те меры, которые приняло правительство, сейчас рано.
Согласен, что девальвацию можно было проводить достаточно резко. Но никто не знает, какие ожидания нужно иметь через месяц. Падают параллельно и доллар, и евро, и рубль. Это похоже на кризис конца 30-х.
— Игорь Шувалов сказал, что приоритетным для правительства является выдерживание макроэкономических показателей и поддержка банковской сферы. Это правильно?
— Это правильно. Самый главный акцент должен быть сделан на макроэкономической стабильности. Инфляция может убить любые благородные намерения.
— Как себя чувствует «Алроса» сейчас?
— По сравнению с остальными мы себя чувствуем хорошо. Мы не можем себе позволить роскошь уйти с рынка, создать дефицит российского сырья. Алмазный рынок многократно отразил в себе этот кризис. Слово, звучавшее в последнее время часто — margin-call, у нас имеет несколько другой оттенок. Наши клиенты — дилеры имели возможность несколько раз закладывать одно и то же сырье для получения кредитов у банков. Представляете, в итоге 10 или 20 margin-call приходится на один и тот же залог. И банк продать его не может.
На уровне добычи все нормально. Предновогодние продажи показали всего 10-процентное падение на ювелирные изделия с бриллиантами. Но на уровне середины трубопровода возник довольно большой пузырь, который вряд ли лопнет. Потому что он из алмазов, с которым надо что-то делать. Это одна из тех сложных задач, которую надо решать всем участникам нашей отрасли.
— Вы упомянули 10-процентное падение продаж украшений с бриллиантами. Каков дальнейший прогноз на 2009 год?
— Мы только говорим, что производим товар, на самом деле это в большей степени услуга. У нас же нет спроса на рынке. Если остальные компании — производящие сталь, медь, прочее — ориентируются на спрос, то мы этот спрос сами должны создавать. Это во многом сентиментальный процесс. Человек сам решает, покупать ему дорогостоящий подарок или нет. Однако совместные усилия по маркетингу на уровне производителей позволят нам эту проблему решить достаточно быстро.
— С другими производителями алмазов вы координируете эту политику?
— Мы не координируем нашу ценовую политику. Все сократили производство (местами до 40%), кроме нас, чтобы убрать избыточное предложение с рынка. Плюс на уровне производителей достигнута договоренность о совместной инициативе в сфере маркетинга. Будет создан институт, названия пока нет, который будет продвигать бриллианты.
— Аналог ОПЕК?
— Нет, его задача — чистый маркетинг. Ведь сейчас серьезные деньги есть только у производителей, потому что горная маржа в среднем составляет 40%. Мы об этом договорились еще до кризиса, летом в Петербурге. Тогда уже все понимали, что нельзя не инвестировать в этот сектор. И сейчас мы на финишной прямой.