Белорусское правительство, которое не раз говорило о том, что не намерено продавать активы, решает, отдать ли акции МАЗа в совместный с Россией холдинг «Росбелавто» и по какой цене. Госкорпорация Ростехнологии направила властям Белоруссии предложение об объединении «КамАЗа» и МАЗа путем обмена акциями двух предприятий.

Белорусские эксперты говорят, что официальный Минск готовится к сделке с «КамАЗом» не от хорошей жизни. Просто так стоящий актив Александр Лукашенко бы не отдал. 100 процентов акций Минского автозавода принадлежит государству. Решение о продаже данного актива будет принимать лично белорусский лидер. Он же утвердит условия сделки. О том, почему президент Лукашенко все же решил рассмотреть возможность реализации национального производителя, рассуждает аналитик компании «Белапан», политолог Александр Класковский:

«МАЗ давно лихорадит. Хотя по традиции официоз превозносит этот бренд. Во многие страны мира идут эти машины, но идут они все хуже. Сокращения серьезные начались, нужно модернизировать производство, нужны деньги. В общем, не от хорошей жизни приходится белорусскому руководству идти на этот шаг. Еще недавно лидеры Белоруссии заявляли, вот, в отличие от России мы не распродаем собственность. Сейчас эта риторика поутихла, жизнь заставляет продавать активы. Растет внешний долг страны, кредитов Запад больше не даст, приходится искать такие выходы».

Если Лукашенко откажется продавать МАЗ, тогда из казны придется выдавать дотации на поддержание предприятия. За годы кризиса положение автогиганта значительно ухудшилось. По словам первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, Белоруссия передаст в «Росбелавто» не более 49 процентов акций на паритетных условиях. Для оценки активов чиновник обещал привлечь через конкурс независимого оценщика международного уровня. Но еще 15 февраля руководитель Госкомимущества Белоруссии сообщил стоимость Минского автозавода — два с половиной миллиарда долларов. Эксперты сочли цену нерыночной. Говорит аналитик ТКБ «Капиталъ» Артем Лаврищев:

«КамАЗ может те производства, которые у него есть по двигателям, по платформам, компонентам, может осущуствлять поставки на МАЗ, если получит контроль над МАЗом. Для «КамАЗа» это, наверное, более выигрышная сделка, чем для МАЗА, но та цена, которую сейчас просит правительство Белоруссии за МАЗ, является завышенной. Она сейчас превышает текущую стоимость «КамАЗа» на 20 процентов. В два с половиной миллиарда они оценили МАЗ, это больше, чем стоит сам «КамАЗ» притом, что производственные мощности МАЗА и «КамАЗа» сложно назвать соспоставимыми. У МАЗа это порядка 25 тысяч грузовиков в год, а у «КамАЗа» порядка 70 тысяч».

По некоторым оценкам, помощь Александру Лукашенко в продаже МАЗа может оказать Уго Чавес. В декабре прошлого года генеральный директор автозавода Александр Боровский заявлял, что Венесуэла может стать акционером МАЗа. Если президент Боливарианской Республики вступит в борьбу за МАЗ, даже не желая в итоге его купить, цена актива может вырасти.

Дмитрий Гаврилов, BusinessFM