Компания Boeing получила контракт ВВС США объемом 35 млрд долларов на поставку 179 авиазаправщиков. Как сообщает The New York Times, если результаты тендера не будут опротестованы в течение 10 дней, долгая борьба за потенциально крупнейший оборонный контракт между американской Boeing и европейским конкурентом EADS наконец завершится.

Замминистра обороны США Уильям Линн (William J. Lynn III) заявил, что Boeing стала «очевидным победителем» в рамках формулы тендера, учитывающей предлагаемую цену, соответствие каждого из самолетов требованиям ВВС и стоимость эксплуатации на период в 40 лет.

Взвесив все факторы, в Пентагоне определили, что предложение Boeing более чем на 1% выигрывает по стоимостным параметрам у конкурента. Если бы разница составляла до 1%, ВВС для определения победителя рассмотрели бы 92 дополнительных требования к самолетам. По многим из них, согласно общему мнению, предпочтительнее более габаритный самолет EADS.

В ВВС США сообщили, что стоимость первой фазы контракта оценивается в 3,5 млрд долларов и покрывает строительство первых 18 машин к 2017 году. Всего Boeing в течение 15 лет построит 179 авиатанкеров на сумму 35 млрд долларов. В дальнейшем победитель может заработать около 100 млрд долларов, поскольку Пентагон планирует в течение 30 лет заменить весь флот своих «летающих танкеров».

Результаты тендера могут встретить возражения в штате Алабама, где рассчитывали на тысячи новых рабочих мест после открытия обещанного сборочного предприятия EADS в городе Мобил.

Сенатор Ричард Шелби от Алабамы выразил разочарование, но сказал, что не удивлен итогами тендера: «Только чикагские политики могли склонить весы в пользу худшего по своим параметрам предложения Boeing. EADS определенно предлагает более функциональный самолет-заправщик. Если это решение не будет отвергнуто, наши истребители не получат лучшую технику, которую они заслуживают».

А сенатор Пэтти Мюррей из штата Вашингтон, где располагается сборочное производство Boeing, назвал это решение большой победой для американских трудящихся, американской авиакосмической отрасли и американских военных.

В EADS делали ставку на то, что их самолет больше и лучше. Кроме того, европейский аэрокосмический гигант планировал привлечь в качестве поставщиков компонентов компании из политически важных штатов, например, Огайо.

У проигравшей компании есть десять дней, чтобы опротестовать решение. Но в заявлении в четверг EADS не сообщила о своих планах, отметив лишь, что ВВС выбрали высокорискованную концептуальную модель (Boeing) против проверенного и более функционального авиатанкера (EADS).

Уверенность EADS в победе отчасти объяснялась успехом серии A330 по сравнению с Boeing 767 в коммерческой авиации. В рамках тендера BBC EADS предлагал самолеты-заправщики KC-45, представляющие собой адаптированную версию широкофюзеляжного гражданского аэробуса A330. Американцы выставили на конкурс модель KC-767 — это модифицированный гражданский Boeing-767, довольно устаревший самолет, который, как пишет Spiegel Online, был вытеснен с рынка самолетами Airbus. Правда, после того, как Boeing проиграл европейскому конкуренту тендер в 2008 году, самолет KC-767 был модернизирован. И теперь его кабина напоминает не столько прародителя 767, сколько Dreamliner 787.

Аналитик Teal Group Ричард Абулафиа (Richard L. Aboulafia) говорит, что победа в тендере поможет Boeing в борьбе с Airbus на рынке пассажирских и грузовых самолетов. Если бы EADS получила контракт на авиазаправщики для военных, то на предприятии в Мобиле (Алабама) компания собирала бы грузовые коммерческие самолеты, то есть получила бы производственную базу в США и могла бы рассчитывать на увеличение продаж.

В свою очередь, для EADS на фоне резкого сокращения бюджетов в Европе внутренний рынок военных поставок сжимается, поэтому получение этого контракта было очень важным.

С 2001 года это уже третья попытка ВВС получить новые авиатанкеры на смену действующему флоту, который поступил на вооружение еще во времена президентов Эйзенхауэра и Кеннеди.

До 2004 года самолеты для дозаправки в воздухе поставлялись Boeing по лизинговому контракту, но затем заказ был отозван из-за коррупционного скандала, в результате которого бывший финдиректор Boeing и один из высокопоставленных военных чиновников США были приговорены к тюремному заключению.

В 2008 году состоялся тендер, в котором победила заявка компаний Northrop Grumman и EADS, он был повторно открыт после протеста Boeing.

Компания Boeing заявляла, что EADS могла использовать субсидии европейских правительств, чтобы перебить конкурирующее предложение или компенсировать убытки в случае победы с заниженной ценой. Конфликт по поводу субсидий между компаниями носит обоюдный характер и продолжается уже несколько лет. Еще в октябре 2004 года США и ЕС подали в ВТО соответствующие жалобы.

В конце июня прошлого года Арбитражный суд ВТО признал европейские государства виновными в ограничении конкуренции на рынке самолетостроения. Комиссия ВТО установила, что Airbus смог запустить и продвигать на рынке ряд моделей пассажирских самолетов только благодаря субсидиям стран-акционеров концерна EADS, которому принадлежит Airbus.

Однако впоследствии организация приняла сторону Евросоюза, признав незаконной поддержку Boeing, оказанную властями США. ВТО пришла к выводу, что более 20 млрд долларов, которые американская корпорация Boeing получила от правительства в виде субсидий и налоговых послаблений, должны быть возвращены.