Ситуация, сложившаяся в российско-американских культурных отношениях после решения американского суда по библиотеке Шнеерсона, мешает организации выставки «Поль Пуаре — король моды» в Музеях Кремля, сказала на пресс-конференции по случаю презентации новых проектов директор Музеев Елена Гагарина, передает РИА «Новости».

Часть экспонатов на выставку «Поль Пуаре — король моды», открытие которой запланировано на сентябрь, должна прибыть из Института костюма музея Метрополитен, однако, по словам Гагариной, «между министерством иностранных дел РФ и Государственным департаментом США возникли сложности с вопросом о государственных гарантиях возврата культурных ценностей», выдаваемых на выставки.

Ситуация обострилась после отказа ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажа предоставить произведения Поля Гогена для выставки в Национальной галереи Вашингтона из-за опасений, что на картины будет наложен арест в виде обеспечительных мер по решению американского суда о библиотеке Шнеерсона.

«В связи с этим возникли трения в культурном обмене между нами и США, но мы надеемся, что юридические сложности будут преодолены», — сказала Гагарина.

По ее словам, по этому вопросу в настоящее время ведутся переговоры между Россией и США.

Раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон из местечка Любавичи на территории современной Смоленской области начал собирать свою библиотеку в 1772 году. Его потомки пополняли собрание, сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов. Любавичские хасиды почитают ребе Шнеерсона святым, а архив его семьи — религиозной святыней. После многочисленных перемещений в XX веке библиотека оказались в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве. В начале августа 2010 года вашингтонский суд постановил, что расположенная в США головная организация любавичских хасидов «Агудас Хасидей Хабад» доказала свое право на часть библиотеки — семейный архив Шнеерсонов, который составляют 25 тысяч книг и рукописей. МИД России счел неправовым и ничтожным с правовой точки зрения решение американского суда и заявил, что Россия ничего возвращать не будет.