Баффет и Сорос больше не верят в акции потребсектора. Первый теперь предпочитает долговые бумаги, второй — нефть и удобрения. Впрочем, как рассказали BFM.ru российские частные инвесторы, они скинули все акции еще прошлым летом, предвидя наступление кризиса в России, и тогда же ушли в доллар.

Хедж-фонд Soros Fund Management LLC, принадлежащий миллиардеру-инвестору Джорджу Соросу, увеличил вложения в Petroleo Brasileiro SA (Petrobras) и Potash Corp. of Saskatchewan в IV квартале 2008 года, практически удвоив объем, сообщило агентство Bloomberg.

Фонд приобрел 16 млн акций Petrobras, доведя свою долю в бразильской нефтяной госкомпании до 1,45%. Таким образом, Soros Fund стал вторым по величине держателем АДР Petrobras.

Также хедж-фонд купил 2,6 млн акций канадского производителя удобрений Potash, в результате чего пакет фонда достиг 2%.

В то же время хедж-фонд Сороса продал 3 млн акций Wal-Mart Stores, сократив свой пакет в крупнейшей розничной компании мира до 0,01%. Также было реализовано 2 млн бумаг Research In Motion, производителя смартфонов BlackBerry.

Также значительно уменьшила вложения в потребительский сектор компания Berkshire Hathaway, основателем и крупнейшим акционером которой является один из богатейших людей мира Уоррен Баффет.

Согласно отчету Berkshire, представленному в Комиссию по ценным
бумагам и биржам (SEC) США, принадлежащий компании пакет корпорации Johnson & Johnson сократился за IV квартал 2008 года на 54% — до 28,61 млн акций (рыночная стоимость на 31 декабря 2008 года — 1,71 млрд долларов).

Доля Berkshire в Procter & Gamble упала на 9% — до 96,3 млн акций (около 6 млрд долларов).

В отличие от Сороса, Баффет сократил свои вложения в нефтяную отрасль – его пакет в нефтяной компании ConocoPhillips уменьшился на 5%.

Как отмечает агентство Bloomberg, Баффет сокращает инвестиции в публичные компании, в том числе и те, которые понесли минимальные потери в ходе кризиса, чтобы высвободить средства для вложения в долговые инструменты и для реализации частных сделок по вхождению в капитал.

Так, по информации The Wall Street Journal, швейцарская Swiss Reinsurance договорилась с Berkshire Hathaway о привлечении 3 млрд швейцарских франков, чтобы поддержать свой капитал, пострадавший от списания активов. Компания Баффета инвестирует средства в Swiss Re, купив конвертируемые бумаги компании с 12-процентным купоном. При этом через 3 года Berkshire получит право конвертировать эти бумаги в акции Swiss Re из расчета цены в 25 франков за акцию и увеличит таким образом свою долю в компании до более чем 20%. Год назад Баффет уже приобрел 3% акций Swiss Re.

В отличие от Сороса и Баффета российские частные инвесторы уже более полугода не вкладывают деньги ни в какие акции, а предпочитают держать средства в американском долларе.

Как рассказал BFM.ru член совета директоров Альфа-банка Александр Гафин, предстоящий кризис не был для него секретом. «Поэтому все те ценные бумаги, которые у меня были, я продал еще в начале лета (2008 года), часть успел продать осенью, в сентябре», — поясняет он.

Янис Куликовский, генеральный директор Кондитерского дома «Шандени», в интервью BFM.ru рассказал, что заниматься инвестированием он прекратил в марте 2008 года. «И начал выводить в кэш валютные средства», — добавляет он.

По его словам, тогда же в России стали появляться признаки того, что скоро наступит кризис. «Тогда (весной 2008 года) рост цен на потребительские товары длительного пользования обгонял рост зарплат. Одновременно начал снижаться объем кредитования, когда население поняло, что оно не может покрывать свои потребительские предпочтения с помощью кредитов, и им нечем будет их выплачивать. Таким образом, уже тогда стало понятно, что государственные долги плюс коммерческие долги по госкорпорациям и компаниям, где гарантом выступало государство, стали значительно выше объема нашего стабилизационного фонда. Соответственно, если бы даже не было американского ипотечного кризиса, кризис в России все равно бы наступил — только весной 2009 года», — отмечает он.

Давид Якобашвили, председатель совета директоров «Вимм Билль Данн», в интервью BFM.ru говорит, что «через один банк вкладывал деньги в хедж-фонды». «Но это было в 2007-2008 годах», — добавил он.

На вопрос корреспондента BFM.ru, вкладывает ли он в какие-то финансовые инструменты сейчас свои средства, Якобашвили ответил: «Нет, ни в коем случае!».

Впрочем, некоторые российские инвесторы осенью 2008 года, когда в России только начинался финансовый кризис, предпочли не уйти в валюту, а инвестировать средства в покупку зарубежной недвижимости. Так, совладелец группы «Промышленные инвесторы» Симан Поваренкин стал новым владельцем поместья «Габриель» (Gabriel), ранее принадлежавшего покойному модельеру Ив-Сен Лорану и его партнеру Пьеру Берже. Об этом 19 февраля сообщило французское интернет-издание Ouest-France.

По данным издания, новый хозяин заплатил за право владеть легендарным зданием 9,6 млн евро.

«Поместье еще в конце сентября (2008 года) было продано компании по операциям с недвижимостью Chаteau, акционером которой является 31-летняя жительница Москвы Ирина Поваренкина, и люксембургской компании Sjato Gabriel SARL, контрольным пакетом акций которой владеет Симан Поваренкин», — пишет Ouest-France.