Идею введения паспорта потребительского кредита озвучил в конце прошлого года глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Он предложил сопровождать каждый кредит документом, в котором подробно будет рассказано, какой кредит человек взял у банка, из чего складываются выплаты по займу, в какой момент и какую сумму надо банку возвращать и какие штрафные санкции заемщику грозят за невыполнение взятых на себя обязательств.

Заместитель председателя правления Меткомбанка Юрий Никишев прокомментировал для BFM.ru идею введения паспорта: «Одно из следствий так называемых «законов Мерфи» говорит о том, что если что-либо в принципе может быть понято неправильно, то обязательно найдется кто-нибудь, кто так и сделает. В финансовой сфере это может привести к весьма неприятным последствиям. Поэтому инициатива разработчиков документа , собравших важные сведения о кредите и изложивших их максимально простым языком, заслуживает безусловного одобрения. В странах Запада существует такая профессия — «технический писатель». Его задача простым и доходчивым языком изложить содержание инструкции для того, чтобы она могла быть понята без угрозы для рассудка читающего. Хорошо, что такие специалисты появились и у нас. И плохо, что пока их явно недостаточно, особенно в ряде нормотворческих структур».

Вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов отмечает, что паспорт — это унифицированная форма представления информации о кредитном продукте. «Если обязательство выдавать этот паспорт примут на себя все банки, то сравнить продукты разных банков сможет заемщик и без специальной подготовки и расчетов», — говорит Орлов.

Начальник отдела маркетинга банка «Интеркоммерц» Олег Шемяков считает, что создание одного унифицированного стандарта описания кредитных продуктов — идея хорошая, так как ситуации, при которых у клиентов возникает непонимание и претензии по поводу платежей по кредиту, не нужны ни банкам, ни клиентам. «Однако важно, чтобы в конечной своей редакции «паспорт» отражал всю доступную информацию о кредите — ведь конкурентным преимуществом того или иного кредитного продукта может быть не только ставка или отсутствие комиссии за ведение ссудного счета, но и такие параметры, как способ обеспечения кредита, величина первоначального взноса, возможность досрочного погашения, перечень необходимых документов и другие», — считает Олег Шемяков.

Он отмечает, что без этих параметров нельзя провести корректное сравнение двух кредитных продуктов даже в рамках одного банка, а тем более в масштабах всей банковской системы.

Новый стандарт, если он будет утвержден, должен заменить собой все предыдущие требования и указания регулирующих органов: о публикации эффективной процентной ставки по кредиту, информации о прочих комиссиях. В противном случае паспорт рискует стать очередной формальностью — и некоторые банки продолжат размещать с их помощью недобросовестную рекламу своих продуктов.

Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков отмечает, что если эта инициатива найдет свое конкретное продолжение как «предмет саморегулирования», и банки станут им руководствоваться, то это послужит интересам потребителя. «Самое главное заключается в том, чтобы паспорт потребительского кредита как некий стандарт оказания потребительской услуги не стал бумажкой без практического применения», — подчеркнул представитель Роспотребнадзора.

Самым большим недостатком документа Дмитрий Орлов называет тот факт, что это паспорт одного конкретного кредитного продукта, он не учитывается в кредитной истории заемщика.

Юрий Никишев обращает внимание на важный момент: «Паспорт кредита должен быть предоставлен заинтересованному лицу до заключения с ним кредитного договора и совершенно бесплатно». По его мнению, в этом случае заемщику не придется осваивать правила расчета платежей по кредиту уже после заключения кредитного договора.