В минувшую пятницу в главном офисе «Фондсервисбанка» был проведен обыск группой сотрудников УВД САО. Подробности в интервью BusinessFM рассказал президент «Фондсервисбанка» Александр Воловник.
BusinessFM: Как все происходило в пятницу?

А. Воловник: К нам подъехали из МВД специалисты. Представились, показали удостоверение и попросили проверить оружейную комнату ЧОПа. ЧОП, естественно, их пропустил. Это их лицензионная разрешительная система. Они с удовольствием зашли и, сразу, моментально разделились на несколько групп. Они стали опечатывать кабинеты банка и выгонять сотрудников банка в коридор, а, затем согнали весь банк на первый этаж в опер-зал. это привело к парализации работы банка. Мы работали в чрезвычайных ситуациях. Сотрудники банка 4 часа — 300 человек — провели в опер-зале. Я хотел бы выразить им огромную благодарность за их мужество, за их стойкость. Вот то, что они на себе испытали. Вот то, что, действительно, они все это выдержали. И я бы хотел за нашу правоохранительную систему извиниться перед нашими сотрудниками. Извиниться перед нашими клиентами. Мы выполнили все обязательства. Это, безусловно, не сказалось, в результате, на работе банка. Но нашим сотрудникам было нелегко. Нам было нелегко, но мы выстояли. Когда я увидел предметы запроса — я был, просто, шокирован. Потому что они пришли за платежкой, которая была проведена пять лет назад. Эта платежка была одного из клиентов банка — это ФГУП «НАМИ». Там сумма платежа, порядка, 7 миллионов рублей. Вот они пришли в банк искать эту платежку. Они пришли полдвенадцатого в пятницу. И ушли из банка в субботу в половину пятого.

BusinessFM : Что они делали все это время?

А. Воловник: Что они делали все это время — это самое загадочное, самое интересное. Они пришли за платежкой. Они пришли за документами, которые они могли получить, практически, за несколько минут. Мы предложили добровольно все эти документы выдать, все эти документы передать, оказать полное содействие по передаче, прокомментировать все документы, объяснить пояснить, ответить на любые вопросы. Вопрос — что они делали в банке все это время? Они в банке все это время проводили личный досмотр сотрудников банка, на что у них не было никаких прав. Они переворачивали все кабинеты. Я не знаю, что они искали. Я не знаю, что они хотели найти. Что им было нужно? Но, кроме этой платежки и досье они ничего из банка не увезли.

BusinessFM: Как-то свои действия они объяснили или нет?

А. Воловник: А у них не было задачи, не было цели объяснять свои действия. У них была задача — это блокировать работу банка. Они согнали 300 человек в опер-зал. То есть, люди стояли 4 часа без питьевой воды, без возможности присесть, у нас беременная женщина. Они не пускали в опер-зал клиентов. И задача путем вот такого, грубого наезда, срубить с банка какие-то деньги — это коррупция. Нам были сделаны соответствующие предложения, от которых, естественно, мы категорически отказались.

BusinessFM: А как именно были сделаны эти предложения? Вы говорите, что вам звонили некие люди.

А. Воловник: На протяжении всех этих событий происходили некие звонки, в процессе продвижения этого мероприятия в банке, в процессе понимания, что цель мероприятия не достигнута, что им не удалось в банке обнаружить никакой криминал, ничего того, что они хотели в банке обнаружить, их условия постепенно менялись, постепенно уменьшались. Но у нас была абсолютно принципиальная позиция. Мы не вступаем ни в какой сговор, ни с какими структурами. Наше основное оружие и наша основная позиция — это абсолютная прозрачность, абсолютная открытость. Это то, что, как раз, страшно и панически боятся, вот, все эти структуры.

BusinessFM: По тому, кто звонил — можно, наверное, понять, кто стоит за этой атакой.
А. Воловник: Кто организовал эту атаку — наверное, это понять можно. Кто, конкретно, исполнитель этой атаки — это тоже, безусловно, все понятно. Кто пришел в банк, какие сотрудники, какие следователи — тоже абсолютно понятно.
BusinessFM: Были ли какие-то предпосылки в этой атаке или внезапно взяли, пришли?
А. Воловник: Предпосылки были замечательные. 3 марта было выписано постановление на обыск. И, вот, нам эти документы были представлены. 11 марта в пятницу в последний рабочий день, чтобы мы там ничего не успели сделать, чтобы мы не успели написать никаких жалоб, не успели написать никакие письма в вышестоящие инстанции, чтобы прекратить это безобразие. В пятницу они, там, приезжают в банк. И позиция следователей была — это экстренная необходимость в экстренном получении информации. Именно в последний день разрешения на это мероприятие. Ну, это настолько шито белыми нитками, это настолько липа, это настолько возмутительно. Это же просто, что-то, совершенно чрезвычайное.

BusinessFM: Какие-то новые звонки были?

А. Воловник: А новых звонков не могло быть. Как только мы публично огласили эту информацию, никаких новых звонков быть не могло. Мы изначально им объяснили, что все это бессмысленно и бесполезно, что мы не идем ни на какой сговор, мы не идем ни на какие коррупционные схемы. Не на тех напали, видимо, в этот раз. (…) у меня есть очень много информации, я общаюсь с десятками/сотнями банков. Такие истории происходят регулярно, такие истории происходят часто. Но банки, обычно, об этом нам молчат. Они боятся, естественно, там, запуганы. Об этом говорить открыто - не все банки могут себе этого позволить.

BusinessFM: То есть, получается, что с этой проблемой сталкивается не только «Фондсервисбанк»?

А. Воловник: Безусловно, с этой проблемой сталкиваются сотни банков. И в большинстве случаев банки каким-то образом договариваются, снимают, каким-то образом, вот эти вот наезды, им ничего не остается делать.

BusinessFM: В случае «Фондсервисбанка», мы когда-нибудь узнаем, кто это, или нет?

А. Воловник: А я надеюсь, что узнаем. У меня, вообще, огромное желание об этом рассказать. А для этого необходимо подождать, когда, все, вот, наши действия, которые мы сейчас предпринимаем, все эти обращения, все эти письма, все эти действия, я надеюсь, в ближайшем будущем мы получим результат. Мы получим результат всех этих проверок, всего этого безобразия. Вот я бы очень хотел бы услышать извинения в свой адрес, желательно в письменном виде. И мне очень бы хотелось вскрыть всех этих фигурантов по делу, вскрыть виновных и подробно-подробно об этом поговорить. Это ведь не история одного банка, это, ведь, вообще - срез. Мы же один из банков, причем, мы один из первой сотни банков.

BusinessFM: Вы как-то пытались оценить ущерб, который понёс банк в результате этих действий сотрудников правоохранительных органов?

А. Воловник: Мы были на сутки блокированы. В течение этого дня не выдали ни одного кредита. У нас кредитные заявки, к сожалению, были не удовлетворены. Мы не разместили денег на депозитах. Нам удалось только последним рейсом провести клиентские платежи. Мы только последним рейсом исполнили наши обязательства по «Межбанку». К сожалению, мы сорвали передачу отчетности Центральному Банку России. Мы реально сорвали. Мы получили от Центрального Банка России соответствующие предписания по срыву отчетности. Безусловно, мы получили очень серьезный финансовый ущерб.

BusinessFM: А какой-то цифрой можно выразить этот ущерб?

А. Воловник: Цифрой выразить абсолютно можно. Можно посмотреть нашу прибыль за прошлый год. И если в году 250 дней, а у нас прибыль за прошлый год порядка 750 миллионов рублей, то блокирование банка на день — это, порядка, 100 тысяч долларов чистой прибыли. Безусловно, я бы хотел дождаться всех этих проверок, я бы хотел дождаться истины, я бы хотел увидеть этот результат, я бы хотел об этом поговорить. Я хотел бы, чтобы другие банки тоже бы об этом услышали, увидели бы результат. Я надеюсь на это, я очень надеюсь на это. И это не только бы нам, но это им бы тоже помогло, вот я на это надеюсь. Вот тогда — это вторая сторона медали, тогда это плюс от всего того, что сегодня происходит с нами.

Михаил Задорожный, BusinessFM