Президент кимберлийского процесса Матьё Ямба заявил, что поставки камней из региона Маранге в Зимбабве надо разрешить незамедлительно.

До сих пор продажи зимбабвийских алмазов на мировом рынке были запрещены из-за санкций. Алмазы из этой страны были приравнены к так называемым «кровавым». Однако обстановка меняется. Предложение Матьё Ямба - не более, чем желание быть впереди событий. Говорит вице-президент Российской ассоциации производителей бриллиантов Арарат Эвоян:


«Кровавые алмазы, кровавая нефть и кровавая медь. Все кровавое есть. Все полезные ископаемые пользовались славой, что на деньги, вырученные от их продажи были и восстания, и кровь. Все было. Я думаю, что туда придут власти, которые более будут сговорчивые, будут считаться с мнением международного сообщества, будут более дипломатичную политику вести. Лучше всего позиция у китайцев. Но эти алмазы находятся непосредственно под местными воротилами. Китайцы будут стараться помогать в вопросах реализации. Во всех африканских странах национальные власти прибирают к рукам алмазы. Как вы думаете, Зимбабве отпустит их? Тоже нет. Бывший руководитель уходит, и часть постов передает национальным кадрам руководства. Чтобы кто-то влез в это, вряд ли».


Сама Зимбабве в августе прошлого года возобновила продажи алмазов из Маранге в обход кимберлийского процесса. По некоторым сведениям на аукцион в Хараре тогда поспешили покупатели со всего мира, включая Израиль, Индию, Ливан и Россию, чтобы не упустить возможность извлечь выгоду от продажи камней, как предполагается - на сумму свыше 1,5 миллиардов долларов.

Но думать, что до этого решения камни из Маранге не поступали на рынок - наивно, уверен эксперт агентства Rough & Сергей Гояинов:


«Алмазы из Маранге на рынке есть независимо от того, как бы на это дело смотрел кимберлийский процесс. Этой добычей в Маранге заинтересовано ближайшее окружение Роберта Мугабе и это для них прямой канал получения денег для элиты. Они бы его реализовали в любом случае. Нелегально перебрасывать в какую-нибудь алмазодобывающую страну, допустим в Либерию, Кот-Де-Вуар или в Анголу. И там благодаря прозрачным и понятным механизмам коррупционным получается на эту партию кимберлийский сертификат этой страны. А дальше они появляются уже как алмазы Либерии. Речь идет не о технических алмазах. Это алмазы ювелирные. В целом качество сырья невысокое. Но оно на рынке пользуется спросом, особенно в Индии. А поскольку сейчас спрос чрезвычайно высок, то этот товар востребован. Поэтому и позиция председателя кимберлийского процесса правильная. Лучше этот процесс легализовать. В этом случае мы по крайней мере увидели бы этот поток».


Впрочем, в дальнейшем поставки алмазов из Маранге все же могут вызвать снижение цен. Общий объем возможного производства камней, по оценкам экспертов, достигает 12 миллионов каратов в год. А это - 6-7% мирового производства. Во многом всё зависит от темпов восстановления японской экономики - одного из главных потребителей лакшери-сегмента.

BusinessFM