Россия «пролетела» в Индии на 10 млрд долларов
Россия проиграла один из самых дорогих в мировой практике тендеров на закупку авиатехники. В числе «неудачников» и США. Индия предпочла закупать самолеты в Европе. Эксперты считают, что это решение — политическое, а характеристики боевых машин имели второстепенное значение
Читать на полной версииРоссия проиграла оружейный тендер на поставку Индии средних многоцелевых боевых самолетов, который многие специалисты уже окрестили «тендером XXI века». Сделка могла принести Москве более 10 млрд долларов, что стало бы одним из крупнейших экспортных контрактов на поставку российского вооружения. Теперь за эту сумму поборются французские и немецкие авиапроизводители.
Всего контрактом предусмотрена поставка Индии 126 многоцелевых истребителей. Победитель должен поставить 18 самолетов, а остальные 108 собрать в Индии на основе соглашения о передаче технологий. Предполагается, что истребители будут находиться на боевом дежурстве более 40 лет, в течение которых поставщик обязан обеспечить их обслуживание.
В список претендентов входили российская корпорация «МиГ» с МиГ-35 (модернизированный МиГ-29), европейский консорциум Eurofighter с EF-2000 Typhoon, американские Boeing с F/A-18 Super Hornet и Lockheed Martin с F-16 Fighting Falcon, шведская SAAB с JAS-39 Gripen и французская Dassault Aviation с Rafale.
Стоимость контракта — 10,5 миллиарда долларов. Это без учета возможных дополнительных закупок еще 64 машин и сервисных услуг.
Тендер на средние истребители, который сам по себе является одним из самых дорогостоящих проектов в мировой практике закупок авиатехники, составляет лишь часть масштабной программы перевооружения Индии, которая планирует потратить на оборону 50 млрд долларов в ближайшие 5 лет. Торговцы оружия во всем мире рассчитывают посостязаться друг с другом за другие куски этого бюджета.
Стоит отметить, что ранее многие российские специалисты говорили о том, что именно российский истребитель победит в конкурсе. Индийские эксперты также довольно высоко оценивали шансы МиГ-35. Отмечалось и то, что его стоимость несколько ниже, чем у конкурентов.
Что касается американских Boeing и Lockheed Martin, то их шансы изначально выглядели менее предпочтительными. Эксперты в Дели признавали, что здесь играют роль политические соображения, ведь в случае с США в долгосрочной перспективе никогда не известно, не подпадут ли те или иные виды вооружений, продаваемые Индии, под санкции. Тем более, до недавнего времени Индия имела печальный опыт американских санкций в связи с развитием своих ядерных программ. Правда, в последние годы ситуация улучшилась и военно-техническое сотрудничество с Америкой резко активизировалось.
В США поражение восприняли крайне болезненно. Американский посол в Дели Тимоти Ремер вчера заявил, что США «глубоко разочарованы» предварительными итогами тендера, после чего подал в отставку.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал BFM.ru, что все самолеты, которые участвовали в тендере, вполне сопоставимы по своим характеристикам.
«Может быть, хуже всех F-16, но и это не факт. Ни один из этих самолетов не имеет явного преимущества перед другими, равно как и очевидных недостатков тоже нет. Поэтому нужно понимать, что в значительной степени было принято политическое решение. У Индии очень твердый принцип диверсификации поставок вооружений, и они решили просто сознательно отдать предпочтение Европе в данной ситуации. При этом чтобы мы уж все-таки не сильно обижались, заодно отказали и американцам», — рассказал BFM.ru эксперт, отметив, что в этом конкурсе нет очевидного фаворита.
Независимый эксперт, генерал-майор авиации Николай Безбородов считает, что сотрудничество с Москвой по одному из самых дорогих контрактов на рынке могло бы стать для Индии рискованным шагом. «Индии могли поставить что-то вроде условия: мол если вы будете с Россией и дальше в таких масштабах сотрудничать, то вам будут перекрыты определенные каналы», — рассказал Безбородов Business FM.
Любопытно, что некоторые эксперты считают, что выбывание МиГов из шорт-листа для России — скорее хорошая новость. К примеру, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов говорит о том, что этот самолет не доработан и если бы Москва выиграла тендер, выполнять контракт пришлось бы в сжатые сроки, что могло бы стать убыточным мероприятием.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, говоря о российском предложении на индийский тендер многофункционального истребителя МиГ-35, отметил, что «его шансы в последнее время, особенно после присоединения Индии к программе российского истребителя пятого поколения, были невелики». Россия, пояснил эксперт, уже контролирует индийский рынок тяжелых истребителей, имея контракты (отчасти реализованные) на поставку в эту страну 230 истребителей Су-30МКИ, причем это число вырастет, как минимум, до 270, а, возможно, и до 310 единиц.
Кроме того, российский истребитель МиГ-29К останется для индийских ВМС в ближайшие десять-пятнадцать лет основным и единственным палубным боевым самолетом горизонтального взлета. «Учитывая традиционную индийскую политику по диверсификации источников вооружений, выбор в пользу МиГ-35 в условиях доминирования России на индийском рынке тяжелых и палубных истребителей представлялся крайне маловероятным», — сказал Макиенко. Говоря об оставшихся в тендере машинах, он отметил, что вне зависимости от выбора — Rafale от французской Dassault или Typhoon от Eurofighter — индийские ВВС к 2018–2020 году получат авиационную платформу, созданную в восьмидесятые годы прошлого столетия, которая должна будет прослужить не менее чем до 2050 года.
При этом главной сенсацией первого этапа проведения тендера, считает Макиенко, «стало выбытие из соревнования американских истребителей, которые одно время считались фаворитами конкурса». «Несмотря на великолепные технические характеристики, американские машины не сумели продолжить участие в тендере. Вероятнее всего, это объясняется политическими мотивами: Индия опасается попасть в слишком большую зависимость от США по боевым системам, хотя закупает такие обеспечивающие системы, как военно-транспортные и противолодочные самолеты. Кроме того, индийские власти, видимо, остались недовольны возможным уровнем трансферта технологий», — предполагает Макиенко. После отказа Индии от российских истребителей, их нужно предложить Пакистану, предлагает он.