Ведомство делает это по просьбе компаний, которые не успели модернизировать свои мощности. Однако акциз на такое топливо будет повышен

Нефтяные компании получат возможность производить бензин Евро-2 до 2013 года, согласно поправкам, которые Минэнерго подготовит до конца мая. При этом, власти хотят стимулировать нефтяников модернизировать мощности при помощи акцизов.

Если раньше с тонны топлива стандарта Евро-2 нужно было отчислять в бюджет порядка 300 рублей, то в ближайшем будущем эта цифра может достичь 2000 рублей. Со стороны Минэнерго есть некоторое лукавство — бензин Евро-2 сейчас продается вообще без какого-либо одобрения, говорит старший научный сотрудник института «Центр развития Высшей школы экономики» Максим Петроневич:

«Проблема известная и в принципе одна из нерешенных. Никто точно не может сказать, какого качества топливо торгуется на АЗС. То есть в принципе, если есть какая-то уверенность относительно того, какое топливо отпускают нефтеперерабатывающие заводы, а они отпускают Евро-2, то на самом деле точной информации по поводу того, какое топливо торгуется на АЗС отсутствует».

Если говорить о том сегменте, где учет все же есть, получается, что бензин более низкого качества после вступления поправок в силу — будет стоить дороже. Это, по мнению властей, должно привести к снижению спроса. Отсутствие покупателей на Евро-2 тоже должно подтолкнуть компании к тому, чтобы перестроить заводы под более высокий стандарт. Модернизировать мощности невозможно без их остановки, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев:

«В общем-то, наши проблемы с бензином, которые мы сейчас наблюдаем, в значительной мере связаны с модернизацией. Потому что помимо плановых ремонтов заводов идут еще и программы модернизации, которые требуют остановки части мощностей. Соответственно и объемы производства падают при этом. Если программа модернизации будет немного растянута, то конечно проблем с наличием топлива на внутреннем рынке будет меньше».

Официальная позиция Минэнерго — бензиновый кризис связан с увеличением экспорта нефтепродуктов на 67%. Эксперты уверены, что свою лепту вносит и запрет на топливо стандарта Евро-2. Подавляющее большинство регионов России в последние недели столкнулось с «бензиновой проблемой» — где-то заметно выросли цены, где-то возник дефицит топлива, сопровождающийся ажиотажным спросом. В среднем по России за минувшую неделю цены выросли на 2,8%. Самый резкий скачок зафиксирован в Курске — цена на бензин взлетела на 20%.

Елена Иванкина, BusinessFM