Российская государственная компания «Роснефть» отказывается заключать сделку с British Petroleum (BP), передает агентство Dow Jones Newswires. В дальнейшем «Роснефть» рассмотрит возможность наладить сотрудничество по проектам в Арктике с другими компаниями, подчеркивает агентство.

Срок реализации соглашения об обмене акциями между британской нефтяной компанией ВР и «Роснефтью», который истек в минувший понедельник, не будет продлен, то есть соглашение можно считать утратившим силу, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя пресс-службы ВР.

Отчаянные попытки британской BP спасти свой арктический проект и провести $16-миллиардный обмен акциями с «Роснефтью», крупнейшей нефтяной компанией России, не увенчались успехом на переговорах в понедельник ночью, с 16 на 17 мая. Об этом пишет британская газета The Financial Times.

Глава британской нефтяной группы Роберт Дадли провел переговоры и с «Роснефтью», и с партнерами по совместному предприятию ТНК-BP в воскресенье, пытаясь выработать компромиссное решение. В числе вероятных способов решение конфликта — выкуп доли альянса «Альфа»-Access-«Ренова» (Михаила Фридмана, Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга) в ТНК-BP, сообщили источники FT, знакомые с ходом переговоров.

«Между тремя сторонами идет взаимодействие по поводу возможных решений... Проходят обсуждения, они конструктивны», — заявил один из источников издания.

Другой знакомый с ходом переговоров источник отмечает, что стороны уже добились прогресса в согласовании «справедливой рыночной стоимости» доли AAR в сделке, в ходе которой российские партнеры BP могли бы получить акции в британской компании и «Роснефти», а также наличные средства.

Ранее в мае Стокгольмский Арбитраж постановил, что BP может осуществить многомиллиардный обмен акциями с российский госкомпанией лишь при условии вхождения ТНК-BP в арктические проекты. «Чтобы процесс обмена акциями мог продолжиться, ВР и «Роснефть» должны прийти к соглашению, что какие-либо акции, полученные в результате обмена, будут использоваться только с инвестиционными целями и будут переданы в доверительное управление, при этом право голоса по этим акциям должны будут осуществлять независимые попечители. Ни одна из компаний не должна иметь представителей в совете директоров друг друга», — предписал суд.

Такое решение суда было воспринято рынком как победа AAR, который с начала 2011 года оспаривает законность сделки BP и «Роснефти», ссылаясь на нарушенное, по мнению альянса, акционерное соглашение.

Между тем, «Роснефть» уже заявила, что не хотела бы видеть ТНК-BP своим партнером в каком-либо арктическом проекте. Госкомпания боится, что в альянсе с другой российской компанией она не получит доступа к услугам технической экспертизы британцев, отмечает FT. Кроме того, «Роснефть» заявляла, что может потребовать от BP компенсацию в случае срыва договоренностей.

Таким образом, выкуп доли AAR мог бы стать выходом из затянувшейся тяжбы. BP и «Роснефть» в апреле предложили за долю консорциума 27 млрд долларов, но российские акционеры отвергли это предложение и оценили долю в 35 млрд долларов, в основном, за наличные средства, а также в счет акций BP. Такое предложение было отвергнуто британской компанией.

Пресс-секретарь российского премьер-министра Владимира Путина, лично одобрившего арктическую сделку «Роснефти» и BP, Дмитрий Песков заявил, что решение арбитражного суда будет изучено. «Роснефть» примет решение, принимая в учет правовые ограничения, основанные на своих корпоративных интересах», — заявил Песков. Любое соглашение по выкупу доли AAR — «внутренний корпоративный вопрос», подчеркнул представитель Путина в беседе с FT. «Если руководство «Роснефти» считает это целесообразным, государство как основной акционер рассмотрит это», — добавил Песков.

Впрочем, истекший крайний срок по реализации обмена акциями между ВР и «Роснефтью» не означает окончательного срыва сделки, отмечает газета The Wall Street Journal. Как наиболее вероятный выход издание видит выкуп доли российских олигархов. «Хорошей новостью является то, что AAR сейчас занял четкую позицию продавца. Тем не менее, акционеры BP должны быть осторожны», — предостерегает WSJ.

Даже если BP, «Роснефти» и AAR удастся достичь компромисса по цене (а «Роснефть» и британская компания готовы были совместно заплатить не больше 27 млрд долларов), BP придется потратить как минимум 16 млрд долларов. Выплата такой суммы наличными создаст для британской компании напряженность в финансах: по оценке Credit Suisse, BP в этом году сможет сгенерировать лишь 10 млрд долларов наличными после капитальных расходов и дивидендов. При отношении ее чистого долга к капиталу на уровне 21% на конец марта BP уже сейчас перешагнула свой лимит в 20%. Расплата за долю AAR в ТНК-BP акциями означает для британцев получение «проблемного российского партнера» в роли основного акционера, отмечает WSJ.

Обмен акциями между ВР и «Роснефтью» и планы по совместной разработке арктического шельфа были анонсированы 14 января 2011 года. Впоследствии планы компаний были заблокированы по инициативе консорциума ААR, российского партнера BP по совместному российско-британскому предприятию ТНК-BP. Консорциум обвинил британскую компанию в нарушении акционерного соглашения. 1 февраля текущего года по требованию AAR Высокий суд Лондона наложил запрет на завершение сделки. 8 апреля Стокгольмский арбитражный суд продлил действие запрета. 14 апреля ВР и «Роснефть» договорились продлить срок соглашения об обмене акциями до 16 мая.