Конституционный суд (КС РФ) признал соответствующими Конституции России нормы закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», позволяющие (в порядке исключения из общего правила) формировать представительные органы муниципальных районов без проведения выборов, сообщает пресс-служба суда.

На большей части территории России существуют три типа муниципальных образований: поселения, муниципальные районы и городские округа. Поселения включаются в состав муниципальных районов. И в поселениях, и в муниципальных районах формируются собственные органы местного самоуправления. В зависимости от вида муниципального образования ФЗ «Об общих принципах организации…» предусматривает два варианта формирования их представительных органов. В поселениях и городских округах представительный орган избирается напрямую населением, тогда как в муниципальных районах, согласно ч.4 ст.35 этого федерального закона, он может либо избираться на муниципальных выборах, либо состоять из представителей поселений. Такими представителями могут быть главы поселений, входящих в состав муниципального района, и депутаты их представительных органов. Согласно действующему законодательству, этот вариант возможен, если соответствующая инициатива одного из представительных органов поселений будет поддержана в течение одного года представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района.

Обнародованное сегодня сообщение КС — результат проверки конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 ФЗ «Об общих принципах организации…». Поводом для рассмотрения дела в КС стала жалоба жителя города Наро-Фоминск (Московская область) Николая Савостьянова, который возмутился действиями местных властей. В 2009 года Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района, избранный в 2008 году, досрочно прекратил полномочия в связи с самороспуском, сообщает КС. Выборы депутатов не были назначены, поскольку ранее Совет депутатов сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского муниципального района выступил с предложением формирования Совета согласно пункту 1 части 4 статьи 35 ФЗ «Об общих принципах организации…», то есть, минуя выборы. Инициативу поддержали советы депутатов всех поселений, входящие в Наро-Фоминский район. Заявитель считает, что оспариваемые им нормы нарушают его право на осуществление местного самоуправления, а также право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, поскольку они позволяют отказываться от прямых выборов населением представительных органов власти. Эти нормы противоречат ряду статей Конституции России и статье 3 Европейской хартии местного самоуправления, утверждает истец.

«Порядок, применяемый на альтернативной основе, и предусматривающий вхождение в состав представительного органа муниципального района лиц, получивших свои полномочия напрямую от населения, не нарушает конституционные права граждан», — подчеркивает КС. Конституция РФ и Европейская хартия местного самоуправления не исключают формирование представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному принципу, из представителей поселенческих образований, если такие лица прошли через муниципальные выборы и если такое решение принимают сами местные жители; оспариваемые нормы ФЗ «Об общих принципах...» не отступают от этих требований, утверждается в сообщении КС.

«Население, выбирая поселенческую власть, должно осознавать, что избранные им лица могут войти в состав представительного органа районного уровня. В то же время принцип формирования представительного органа муниципального района не является обязательным, не предписывается законом, а устанавливается волеизъявлением населения. Кроме того, данный способ и его закрепление в уставе муниципального района не препятствуют тому, чтобы вновь перейти к выборной процедуре», — указывает суд.

Утвердив соответствие Конституции некоторых действующих законодательных норм, КС признал, что в российских законах не предусмотрен в явной форме порядок участия самого населения в процессе перехода от одного способа формирования районного представительного органа (на муниципальных выборах) к другому (из представителей поселений).

КС РФ не исключает необходимости конкретизировать на законодательном уровне механизм изменения порядка формирования представительного органа муниципального района, включая возможность последующего возврата к избранию его депутатов на выборах.

В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона, предусматривающий использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на муниципальных выборах в районах численностью депутатов не менее 20 человек. Законопроект направлен на реализацию положений послания Медведева федеральному собранию (оглашено 30 ноября 2010 года). Поправки были одобрены Госдумой в первом чтении 25 января 2011 года.