Россияне все чаще жалуются на действия коллекторских агентств, занимающихся возвратом долгов. Их методы работы «определяют в первую очередь различные формы унижения человеческого достоинства, угрозы и запугивание», говорится в сообщении Роспотребнадзора.

При этом характер поступающих в ведомство материалов очевидно свидетельствует о том, что арсенал коллекторских приемов обработки «проблемных должников» постоянно расширяется, отмечают в ведомстве. «Если раньше основной формой работы коллекторов были банальные телефонные звонки с «напоминанием о долге», с завидной частотой поступающие непосредственно самим заемщикам, при том, что многие из них имели объективные причины не считать себя должниками в принципе, то теперь «в порядке вещей» стала телефонная атака коллекторов на родственников (желательно — престарелых), соседей и сослуживцев», — сообщает Роспотребнадзор.

Угрозы произвести опись имущества, лишить родительских прав, привлечь к уголовной ответственности также давно уже стали обычными атрибутами не только устных увещеваний, но и всякого рода письменных предупреждений и уведомлений, подчеркивает ведомство.

В сообщении также говорится, что по-прежнему модным направлением совместной деятельности банков и коллекторских агентств остается практика передачи последним права требования долгов, вдруг неожиданно возникших у граждан после того, как они имели основания полагать, что их кредитные обязательства были полностью исполнены. «Объясняется это тем, что основную часть инкриминируемой «должнику» суммы в первую очередь составляют различные комиссии и/или штрафные санкции, сам факт законности которых пришлось бы подтверждать в суде, не говоря уже о том, что в силу положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда имелись бы все основания даже подлежащую уплате неустойку уменьшить, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств», — сообщает Роспотребнадзор.

Все это указывает на то, что коллекторская деятельность нуждается не только и не столько в ее регламентации соответствующими нормами гражданского права, сколько в более пристальном внимании со стороны правоохранительных органов, резюмирует ведомство.

До 1 мая Сбербанк должен был завершить отбор коллекторских агентств. На первом этапе к коллекторам отойдет просроченный портфель кредитов на сумму до 7 млрд рублей.