Прохоров замахнулся на ЗИЛ
Бизнесмен рассматривает возможность производства «Ё-мобилей» на заводе. Эксперты считают, что это политический, а не экономический шаг: в перестройке завода нет выгоды, но это поможет заработать предвыборные баллы
Читать на полной версииБизнесмен Михаил Прохоров заинтересовался московским заводом ЗИЛ. Глава группы «Онэксим» рассматривает возможность размещения на его территории предприятия по производству «Ё-мобилей». Эксперты отмечают, что перестраивать завод под производство гибридных автомобилей — не выгодно, но это может стать хорошим политическим ходом.
Напомним, в начале мая Прохоров заявил о своем намерении возглавить партию «Правое дело». 25 июня состоится съезд организации, где его кандидатура должна быть утверждена на должности лидера.
В понедельник, 30 мая, гендиректор компании «Ё-Авто» Андрей Бирюков заявил, что один из заводов российских гибридных «Ё-мобилей» может быть размещен на промплощадке ЗИЛа. Он отметил, что «положительное решение по этому вопросу может состояться ближе к осени, если планы руководства Москвы и завода о судьбе этого предприятия, а также наши планы реализации проекта совпадут».
«Это вопрос не одного или двух дней», — подчеркнул Бирюков. По его словам, «компания планирует использовать мощности ЗИЛа либо целиком, либо совместно».
«После запуска первого завода «Ё-мобилей» в Санкт-Петербурге руководство проекта планирует сооружение еще двух сборочных заводов таких авто на других площадках», — сообщил Бирюков, отметив, что «есть много предложений по региональным площадкам под эти заводы». «Есть даже предложения о размещении наших заводов в Казахстане, Белоруссии, Украине, Чехии и Дании», — сказал он.
Гендиректор компании «Ё-Авто» сообщил также, что «реализация проекта идет достаточно быстро и уже в июне на площадке, отведенной под Санкт-Петербургом, будет заложен символический камень основания первого завода российских гибридных авто».
Бирюков напомнил, что в начале мая компания «Ё-Авто» открыла сайт в Интернете, где каждый желающий может встать в очередь на приобретение первых «Ё-мобилей». «На утро сегодняшнего дня количество таких заявок как от физических, так и юридических лиц превысило 11 тысяч», — уточнил он.
Бирюков рассказал, что объявленная цена на все три варианта этого авто — спорт, мини-вэн и фургон — меняться после начала производства не будет. «Авто будет стоить от 360 тысяч рублей до 450 тысяч в зависимости от комплектации и модели, а заказчики, вставшие на лист ожидания, получат автомобиль в соответствии с заявкой и ценой, указанной в этой заявке», — заверил он.
Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что, возможно, Прохорова привлекают большие площади завода и его месторасположение. «Сам по себе объект является достаточно привлекательным», — сказал он Business FM.
При этом, по мнению эксперта, для того, чтобы на ЗИЛе наладить производство автомобилей, в проект придется инвестировать немалые средства. «Учитывая расположение объекта, самое правильное было бы перепрофилировать нынешний завод в какой-то другой объект коммерческой недвижимости, например, в офисный центр, а само производство лучше перенести в Московскую область», — считает Чумаков.
«Завод имени Лихачева» (ЗИЛ) — старейший в России завод по производству автомобилей, был заложен еще в 1916 году. До 1919 года он выпускал грузовики итальянской фирмы Fiat. Первые десять грузовиков советского производства собрали в 1924 году. В дальнейшем завод выпускал как малотоннажные грузовики, так и автомобили повышенной грузоподъемности и проходимости. В начале 1960-х годов на конвейер поставили массовые грузовики тех времен — ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Предприятие контролируется правительством Москвы, в последние годы завод выпускает грузовые автомобили и спецтехнику, при этом несет миллиардные убытки.
Но некоторые эксперты полагают, что выносить производство за пределы города Прохоров не станет, а покупка ЗИЛа для бизнесмена — это скорее политический, а не экономический шаг.
«Прохоров становится лидером партии и ему будет нужна поддержка избирателей. Для этого создается информационный повод о том, что бизнесмен реанимирует завод, создает рабочие места, а его проект «Ё-мобиль» набирает обороты», — рассказал Business FM генеральный директор информационного портала «Автодилер.ру» Олег Дацкив.
«Бизнесмен Прохоров строил бы завод по производству «Ё-мобилей» за МКАДом, в то время как политик Прохоров может это сделать на базе ЗИЛа. Экономически — это не выгодно, но это очень красивый ход, ведь это — спасение практически погибшего предприятия», — считает эксперт.
Как ранее заявлял заммэра Москвы Андрей Шаронов, власти города планируют сократить территорию ЗИЛа до 40–50 га, а остальные земли отдать под отдельный проект, возможно, высокотехнологичное производство, например, для «Сколково». Москва также готова списать долги заводу.
Между тем, ЗИЛ уже посещала делегация «КамАЗа». Завод интересен и Renault: компания рассматривает площадку наравне с «Ижавто» для организации производства легких коммерческих автомобилей.
Как сообщал ранее BFM.ru, столичный мэр Сергей Собянин отстранил руководство завода и ввел на предприятии новый менеджмент. В настоящее время задолженность ЗИЛа составляет 14 млрд рублей при годовом объеме производства не более 2 млрд рублей и такой же сумме ежегодных убытков.