На ММКФ уже есть очевидный фаворит. Это «Шапито шоу» Сергея Лобана. Почти 4-часовой фильм произвёл настоящий фурор: зал был просто битком, а фестивальная общественность в итоге разделилась на страстных противников и ярых сторонников фильма. Но ситуация с аншлагом была не совсем честной, говорит член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Мария Безрук:

«Продюсеры картины выкупили все билеты на показ фильма, обеспечив тем самым толерантную публику. «Шапито-шоу» абсолютно неоднозначен, а приз зрительских симпатий он получит стопроцентно, и тут вопрос, кто обеспечил фильму этот приз: родственники и многочисленные друзья, члены съёмочной группы, которые были облечены».

Фестиваль развивается по привычной схеме. Конкурс — традиционно блёклый. В этом году в нем доминируют случайные картины, сетуют эксперты. В этом плане ММКФ давно топчется на месте. Спасти положение можно было бы, открывая новые имена. Но с этим никак не складывается, а именитые режиссеры предпочитают отдавать фильмы в Канны, Берлин и Венецию. Оживление вносят интересные параллельные программы. Настоящий фурор произвело открытие русской программы. В Доме кино показывали фильм «Елена» Андрея Звягинцева. Люди буквально висели на люстрах и даже лежали на сцене перед экраном, чтобы что-то увидеть. Никита Михалков, решил воспользоваться ситуацией и повёл себя бестактно, рассказал вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Леонид Павлючик. Михалков мало того, что назвал почти 50-летнего Звягинцева «звёздным мальчиком», так ещё и крикнул в зал, говорит Павлючик:

«Так скажите, нам нужен настоящий большой современный Дом кино?», ожидал услышать ответа — «Да» мощный. Но услышал разноречивые выкрики, потому что есть люди, которые не верят в искренние порывы Никиты Сергеевича в связи с переоборудованием Дома кино, есть подозрение, что новый Дом кино никогда не возникнет, с ним произойдут какие-нибудь странные мутации, такие как произошли с его студией «Три Т», где потом на этом месте возникает, рождается гостиница».

Эксперты оценивают бюджет фестиваля примерно в 7-8 миллионов долларов. Три миллиона традиционно даёт государство. Ещё миллион выделяет генеральный партнёр. Остальные спонсоры дают по убывающей. Больше всего денег у организаторов было в 1995, когда они получили от Черномырдина 10 миллионов долларов, это едва ли не больше, чем тратят в Каннах. Предполагалось, что на эти деньги кинотеатры купят новое оборудование. Его надо менять часто — быстро устаревает.

Евгения Смурыгина, Business FM