«Первая грузовая» встанет на частные рельсы до конца года
Правительство одобрило продажу 75% минус 2 акции «Первой грузовой компании» единым лотом на открытом аукционе до конца года. Сегодня же были названы основные кандидаты на актив. Только стартовая цена лота по-прежнему неизвестна
Читать на полной версииПравительство России одобрило продажу 75% минус 2 акции «Первой грузовой компании» (ПГК) единым лотом на открытом аукционе. Стартовая цена торгов будет определена на основании отчета независимого оценщика не позднее, чем за 30 дней до объявления аукциона. Продажа запланирована до конца 2011 года.
Ранее сообщалось, что в правительстве были разногласия относительно параметров допуска участников к аукциону. Часть чиновников считала, что необходимо оставить требование о наличии у претендента или его структур на момент проведения аукциона 15 тысяч вагонов и полугодового опыта управления ими. Не убирать это положение из условий аукциона в июне премьера Путина попросил совладелец группы Globaltrans Сергей Мальцев.
На этом фоне пресс-секретарь премьера Путина Дмитрий Песков заявлял, что подписание постановления об условиях продажи пакета акций грузоперевозчика «в ближайшее время не стоит». «Я не берусь прогнозировать, когда документ выйдет из правительства»,— заявил он газете «Коммерсантъ».
В итоге, данное требование относительно минимального уровня вагонов осталось в условиях конкурса. Помимо этого, претенденты на актив должны на дату объявления аукциона иметь российскую регистрацию, полугодовой опыт управления подвижным составом, устойчивое финансовое положение без просроченной задолженности, а также не быть подконтрольными государству и связанными с РЖД.
ОАО «Первая грузовая компания» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». «Первая грузовая компания» обладает крупнейшим парком вагонов в России — 243 862 штуки. Объем перевозки грузов в 2010 году составил 302,3 млн тонн.
Сегодня же стало известно о том, что заявки на покупку долей в капитале ПГК в Федеральную антимонопольную службу подало как минимум шесть компаний, представляющих интересы четырех транспортных холдингов. В числе претендентов оказались: «Независимая транспортная компания» (НТК) Владимира Лисина, входящие в Globaltrans «Новая перевозочная компания» (НПК) и «Севтехнотранс» (СТТ), «Нефтетранссервис» (НТС) с дочерней компанией «Промышленно-транспортное предприятие (ППС) «Сковородино», а также «Трансойл» совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко.
НТК и «Трансойл» просят ведомство о приобретении 75% минус 2 акции ПГК, НПК и СТТ — по 100% акций; НТС и «Сковородино» — по 100% минус 1 акция. Во всех случаях ФАС продлила рассмотрение ходатайств «в связи с необходимостью их дополнительного рассмотрения» и «получения информации».
Отметим, ранее о своем интересе к ПГК заявляла группа «Сумма Капитал». Инвестгруппа — единственная из претендентов не имеет в собственности необходимого количества вагонов, а для участия в аукционе будет вынуждена договариваться с другими игроками рынка.
Главная загадка
Несмотря на то, что параметры аукциона постепенно проясняются, главный вопрос — стартовая цена за актив — по-прежнему остается открытым. В апреле KPMG оценила 100% акций ПГК в 5,72 млрд долларов. Однако в первом полугодии компания показала сильные результаты: выручка достигла 58,7 млрд рублей, чистая прибыль — 10,3 млрд рублей. Это сравнимо с показателями за весь 2010 год, когда выручка и прибыль железнодорожного перевозчика составили 98 млрд рублей и 11,8 млрд рублей соответственно.
Для сравнения: президент Globaltrans ранее заявлял, что пакет в 75% акций ПГК может достичь 6 млрд долларов. Это подразумевает оценку компании в 8 млрд долларов.
Аналитики компании «Атон» оценивали стоимость 100% ПГК в 7–8,1 млрд долларов.
Ранее аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков объяснял намерение РЖД в кратчайшие сроки выйти из капитала «дочек» необходимостью найти средства на реализацию собственной инвестиционной программы. «Правительство не поддержало идею масштабного повышения тарифов монополии в следующем году, и теперь компания ради получения средств продает непрофильные активы», — заключает эксперт.
В декабре 2010 года РЖД представили расчеты грузотарифа по действующей методике, в соответствии с которой его рост на 2012 год должен составить 23%, или же компании необходима компенсация выпадающих доходов в размере 147 млрд рублей. По данной методике, пояснял президент РЖД Владимир Якунин, рассчитан тот рост тарифа, который должен обеспечить минимальную инвестпрограмму и программу капремонта.
Однако в апреле текущего года премьер-министр Владимир Путин поручил профильным ведомствам уточнить параметры тарифов на услуги естественных монополий на ближайшие три года таким образом, чтобы они не превышали уровня запланированной инфляции. На 2012 год это в пределах 5–6%.