Запуск в ночь со среды на четверг с космодрома «Байконур» новейшего и самого мощного на сегодняшний день спутника связи в Европе «Экспресс-АМ4» закончился провалом. Спустя несколько часов после старта стало известно, что российские системы контроля космического пространства потеряли его из виду. Причем министр связи Игорь Щеголев к тому времени уже поспешил доложить наверх об очередном успехе в космической отрасли.

КА «Экспресс-АМ4» — крупнейший из семейства спутников «Экспресс» — спроектирован и изготовлен европейской компанией EADS Astrium совместно с ГКНПЦ им. Хруничева по заказу ФГУП «Космическая связь». Масса спутника – 5 755 кг, предполагаемый срок службы на орбите — 15 лет. Спутник был запущен с помощью тяжелой ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».

В Минкомсвязи BFM.ru сообщили, что потеря спутника «Экспресс-АМ4» Роскосмосом официально пока не подтверждена. При этом в ведомстве подчеркнули, что его возможная утрата — это серьезный ущерб для отрасли связи.

Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики; доктор наук американского университета Джонса Гопкинса в интервью BFM.ru рассказал: «Пока можно сказать одно: нештатно сработал разгонный блок. Он должен был выдать пять импульсов, а выдал четыре. Очевидно, что спутник не долетел до расчетной орбиты. Кто-то говорит, что спутник вообще не наблюдается в околоземном пространстве, причем со ссылкой даже на США. Есть такая совместная американо-канадская система противовоздушной и противоракетной обороны, у этой системы очень хорошие средства наблюдения за околоземным пространством, не только радиолокационный, но и оптический. Эти средства позволяют заметить объект размером с теннисный мяч на высоте до 1000 км, если речь идет о волейбольном мяче, то это уже 2000 км и т.д. И если вам говорят, что спутника не видим, значит, с большой долей вероятности его там нет, он просто упал уже».

Планировалось, что «Экспресс-АМ4» должен обеспечить покрытие практически всей территории России (включая удаленные регионы Дальнего Востока), а также стран СНГ и Центральной Европы. Спутник предназначен для предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет), создания сетей связи на основе технологии VSAT, а также поддержания подвижной президентской и правительственной связи.

«В первую очередь ресурс нового спутника должен быть задействован для реализации государственной программы «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы». Два транспондера Ka- диапазона в составе модуля полезной нагрузки КА «Экспресс-АМ4», работающие на две независимые перенацеливаемые приемопередающие антенны, планировалось использовать для отработки различных систем высокоскоростной передачи данных в любом регионе России», — рассказали в Минкомсвязи.

Между тем, источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли сообщил, что пропавший спутник вместе с разгонным блоком «Бриз-М» находится на нерасчетной орбите, параметры которой уточняются. Ранее Роскосмос официально сообщал об обнаружении на орбите разгонного блока «Бриз-М», но не уточнил, есть ли в его составе спутник «Экспресс АМ4». Источник рассказал, что не исключено, что спутник может быть использован по назначению, даже находясь на нерасчетной орбите. Главное — чтобы он не был поврежден.

Юрий Караш поясняет, что даже если его увидели на нерасчетной орбите, то «в любом случае он уже не сможет решать в полном объеме те задачи, ради которых был создан. Потому что где-то будет уже, возможно, радиус затемнения, он не так будет, как нужно, повернут к солнцу».

«Спутник ретрансляционный, — говорит Караш. — И чтобы полностью решать те задачи, ради которых он был создан, он должен находиться в определенной точке над поверхностью земли, это как вышка для сотовой связи. Если она будет находиться не в 10 а 100 км от вас, то от нее толку уже никакого нет, вы не сможете принять от нее сигнал. Примерно то же самое со спутником».

Убытки понесут все

Контракт на изготовление «Экспресс-АМ4» был подписан в 2008 году. Сумма соглашения держится в секрете, однако известно, что в рамках ФЦП «Развитие телерадиовещания в России до 2015 года» на создание и запуск спутников было выделено из бюджета 13 млрд рублей.

Руководитель службы по связям с общественностью компании «Ингосстрах» Владимир Клейменов сообщил BFM.ru, что спутник был застрахован в компании на 7,5 млрд рублей. «Риски были перестрахованы на международном перестраховочном рынке, то есть в лучших компаниях на Западе и в крупнейших российских. Сейчас комиссия занимается выяснением причин сбоя запуска. Наши специалисты находятся на постоянной связи с космическими профессиональными специалистами, которые тоже ищут причину, почему это произошло. Как только появится дополнительная информация, обязательно сообщим. Пока новостей нет — ни позитивных, ни отрицательных», — сказал Клейменов.

В зависимости от выводов комиссии будет подготовлено соответствующее заявление от страхователя, которое он направит в «Ингосстрах». Затем начнется процесс переговоров, выяснение причин и принятие решения, является ли это страховым случаем. «Как правило, невывод спутника на заданную орбиту таковым является», — отметил Клейменов.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики Александр Железняков рассказал BFM.ru, что Роскосмос, а также предприятия, которые участвовали в запуске, понесут материальные потери, несмотря на то, что он был застрахован.

«Материальные потери связаны с тем, что придется откладывать реализацию других программ, связанных с эксплуатацией этого космического аппарата, в частности, — предоставления услуг цифрового телевидения, передачу данных на территории России. Чтобы изготовить аналогичные аппараты, даже если страховка даст возможность направить на это средства, все равно потребуется два года, то есть время потеряно», — пояснил эксперт.

Специалисты отмечают, что сложившаяся ситуация ставит под угрозу выполнение сроков по обеспечению цифровым ТВ республик Бурятия, Тыва, Хакасия, Башкортостан, Коми, Татарстан, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Волгоградской, Оренбургской, Кемеровской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской, Томской, Челябинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.

Железняков рассказал, что инцидент, скорее всего, повлияет на то, что ближайшие запланированные запуски «Протонов» будут отложены до тех пор, пока не будет ясна причина нынешней неудачи. Что касается программы предоставления услуг цифрового телевидения, то, по словам собеседника BFM.ru, она изначально была сориентирована не только на этот космический аппарат. «Поэтому неудача отразится на сроках программы развертывания этого цифрового телевидения, но то, что оно похоронит эту идею, нельзя говорить», — сказал член-корреспондент Российской академии космонавтики.

При этом эксперт отметил, что неудачи с запуском космических ракет и с выходом из строя наших космических аппаратов происходили и раньше. «Просто сейчас мы меньше запускаем в космос спутников, они стали уникальнее и дороже, и поэтому привлекают к себе повышенное внимание», — сказал Железняков BFM.ru.

Директор по маркетингу российской телекоммуникационной компаний «РТКомм» Александр Степанов считает, что на запуск «Экспресс-АМ4» специалисты возлагали очень большие надежды, поэтому если в итоге окажется, что спутник не сможет функционировать, «это без преувеличения станет большим ударом».

«Не могу судить о масштабах потерь для цифрового телевидения, но для развития Интернета в регионах они будут весьма значительными», — рассказал BFM.ru эксперт.

Что взамен

В Минкомсвязи BFM.ru сообщили, что в случае невозможности использования «Экспресс-АМ4» для доставки цифрового телевизионного сигнала до пунктов вещания ФГУП РТРС планируется более активно задействовать наземные линии связи «Ростелекома». «В настоящее время прорабатываются технологические вопросы подачи сигнала на объекты цифрового телерадиовещания РТРС. Перечень субъектов, для которых будет использоваться доставка сигнала по наземным линиям связи, будет уточнен в ближайшее время», — рассказали в ведомстве.

Помимо этого в декабре 2011 года планируется к запуску малый спутник «Экспресс-МД-2», который создается Центром им. Хруничева по заказу ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) совместно с итальянским подразделением Thales Alenia. Он будет осуществлять непрерывную круглосуточную ретрансляцию потоков информации различного направления в системе спутниковой связи и вещания РФ, то есть возьмет на себя часть функций «Экспресс АМ-4».

«Считаю, что авария произошла по вине технологий»

Российские специалисты, отвечающие за запуск «Экспресс-АМ4», пока не могут объяснить, что же случилось со спутником. Как отмечается, возможной причиной утери спутника могли стать неполадки с приборами. Неисправность одного из элементов гироприборов могла повлиять на ориентацию гироплатформы в целом.

По словам специалистов, именно такой род неполадок объясняет, почему разгонный блок улетел не на ту орбиту. Однако окончательная причина инцидента будет установлена по итогам расследования спецкомиссии Роскосмоса, созданной по приказу руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина.

Борис Черток, советский, российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников академика Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук прокомментировал BFM.ru случившееся следующим образом: «Считаю, что авария произошла по вине технологий».

Стоит отметить, что в последнее время Россия регулярно теряла спутники. Одна из самых громких неудач — 5 декабря прошлого года из-за ошибок в расчетах полетного задания (в баки залили 1,5 т лишнего топлива) на расчетную орбиту не вышли три космических аппарата «Глонасс-М», запущенные с Байконура ракетой-носителем «Протон-М».

А 1 февраля по не выясненным пока причинам был утрачен геодезический военный спутник «Гео-ИК-2», стартовавший с космодрома Плесецк на ракете-носителе «Рокот». Из-за неудачных запусков своей должностью поплатился Анатолий Перминов, руководивший семь лет Роскосмосом. Его сменил Владимир Поповкин.

Однако уже сейчас эксперты говорят о том, что нынешний скандал будет более громким, чем, скажем, история с ГЛОНАСС. Такого мнения придерживается заведующий отделом Института космических исследований Юрий Зайцев. «Дело даже не в деньгах, просто по всем параметрам эта потеря более значимая, чем прошлогодняя потеря спутников навигации ГЛОНАСС», — считает он. При этом многие специалисты отмечают, что в космической отрасли России и в смежных отраслях — системный кризис.

Системный кризис

«Говорить о каком-то системном кризисе в российской космонавтике, конечно, можно, но я бы не стал сводить этот кризис к потере данного спутника, — комментирует Юрий Караш. — В России, США, Китае космонавтика решает две главные задачи, ради которых она создавалась: быть локомотивом развития науки и техники, тянуть за собой самый широкий спектр научно-технических отраслей, а с другой стороны, повышать, укреплять политический авторитет и престиж государства. Она решает эти задачи лишь в том случае, если носит инновационный характер, если постоянно ставятся какие-то глобальные цели. Вспомним, отношение к СССР в мире в конце 50 - начале 60 годов, и отношение к США после того, как они доставили человека на Луну и благополучно вернули его обратно. Это колоссально играет на руку авторитету страны, которая осуществляет подобные проекты».

По его мнению, системный кризис российской космонавтики в том, что она за последние четверть века не создала ничего нового.

«Несмотря на то, что у американцев значительно меньше опыта, чем у России, в области околоземных полетов, они больше уже не собираются строить околоземные станции, они идут дальше в дальний космос. А вот куда идем мы, пока не известно», — говорит эксперт, но полагает, что с приходом в Роскосмос Поповкина у России «появился шанс снова стать одной из ведущих научно-технических держав».