Заниматься подготовкой к Олимпиаде морской пассажирской инфраструктуры на сочинском побережье будет компания ООО «Донинвест», которая в декабре прошлого года выиграла тендер Речморфлота по реконструкции и созданию 15 портопунктов-терминалов, между которыми будут курсировать современные морские такси. А на этой неделе компания подписала соглашение о сотрудничестве по реализации этого инвестпроекта стоимостью свыше 25 млрд рублей с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. Об особенностях реализации этого инвестпроекта BFM.ru рассказала председатель совета директоров «Донинвеста» Ирина Богза.

— О вашей компании до проведения тендера по организации пассажирских морских перевозок мало кто слышал. Какие наиболее значимые проекты реализовала компания ранее или осуществляет сейчас?

— «Донинвест» является сравнительно молодой динамично развивающейся инвестиционно-девелоперской фирмой. В настоящее время предприятие имеет современную технически оснащенную базу, мощный производственный потенциал и высококвалифицированный кадровый состав, позволяющие выполнять управление крупными специализированными проектами по строительству НПЗ в Ростовской области, комбината нерудных материалов в Северной Осетии, деревообрабатывающего комплекса в Адыгее и т.д.

— Почему в декабрьском тендере Речморфлота участвовало всего две компании? Связано ли это с трудоемкостью проекта, финансовыми вопросами или с другими проблемами?

— Насколько мне известно, запросы об условиях проводимого тендера имели место от нескольких компаний. Почему было всего две компании — очевидно: наши конкуренты из «Олимпия Лайн» были в этом заинтересованы, а наша компания к тому времени оказалась максимально подготовлена для участия. Нами к тому времени был изучен опыт многих стран с точки зрения строительства аналогичных объектов в государствах, имеющих прибрежную территорию, где осуществляется эксплуатация судов с точки зрения морских пассажирских перевозок. На это ушло полгода заграничных командировок по всему миру, во время которых мы провели переговоры с судоверфями, эксплуатирующими организациями, строительными компаниями, участвовали в специализированных выставках и так далее.

Организатор тендера очень тщательно подходил к изучению предложений и довольно четко ставил конкретные условия, а нам со своей стороны хотелось представить единственно правильные предложения с точки зрения всех аспектов, связанных с реализацией проекта.

Проект действительно отличается своей трудоемкостью. Я расцениваю его как самый сложный инфраструктурный объект, который необходимо будет реализовать к Олимпийским играм 2014 года. Ведь нам нужно будет создать инфраструктуру из 15 морских терминалов на территории протяженностью 145 км, построить не менее 25 морских судов и пункт базирования флота, автоматизировать и взаимоувязать работу по всем направлениям в единый управленческий механизм.

Если бы мы пошли только по пути реконструкции и восстановления построенных в советские времена портопунктов, то проект изначально был бы убыточен по своей сути и ни о какой его окупаемости не могло быть и речи. Ну, сколько можно перевести пассажиров, например, в Аше с минимально проживающим там населением и абсолютно неразвитой инфраструктурой?

Кроме того, насколько мне известно, те компании, которые рассматривали свою возможность участия в этом тендере, но не пошли на него, ничего, кроме приобретения морских судов со вторичного рынка предложить не могли. А ведь в Сочи после зимних Олимпийских игр будут проводиться Параолимпийские игры. И как на таких судах перевозить людей с ограниченными физическими возможностями? Ничего кроме воссоздания «заповедника советского сервиса» не вышло бы, а ведь это «морское лицо» нашего города, в том числе во время такого важного международного события!

Мы со своей стороны предложили создать на каждом морском терминале такие объекты, которых нет в городе, с максимальной привязкой к морским пассажирским перевозкам. Так, на одном из терминалов будет построен центр свадебных торжеств — единственный в мире объект такого рода. На другом — океанариум, также по своим характеристикам не имеющий аналогов. Кроме того, важна и функция морского такси — у гостей и жителей города будет возможность добраться, например, от Лазаревской или Имеретинки до Сочи не более чем за 30 минут, оставив свою машину на удобном паркинге, сократив свои расходы на топливо и сэкономив время. Окончательную концепцию мы готовы будем представить жителям города уже к концу апреля этого года.

— Какой предполагаемый пассажирооборот морских терминалов?

— При реализации всех намеченных к строительству объектов, включая океанариум, по нашим расчетам количество туристов в городе, в том числе и в межсезонный период, может увеличиться до 8 миллионов в год. Учитывая сложности с морскими условиями в определенные периоды, рассчитывая количество перевозимых пассажиров при загрузке судов на 60%, мы прогнозируем пассажирооборот не менее чем 2 миллионов человек в год.

— Что собой будут представлять морские такси, и чем обусловлен выбор сингапурских партнеров при реализации проекта?

— В настоящее время нашим морским архитектурным бюро готовится техническое предложение для судоверфей по всем параметрам, типу и классу необходимых нам судов — морского такси, катамаранов, парома и другой техники. Это техническое предложение к июню текущего года будет представлено дополнительно судоверфям Италии, Голландии и Португалии. После чего, проведя окончательный анализ их возможного участия в реализации строительства судов нами, будут подписаны необходимые контракты. Мы исходим из того, чтобы проектирование судов было окончено к началу 2009 года, а строительство завершено к концу 2012 года.

Что касается сингапурских компаний, то разработкой концепции при проектировании терминалов занимается компания RSP, возглавляемая архитектором, бывшим руководителем Института генплана Сингапура, большим профессионалом в области проектирования объектов прибрежной инфраструктуры, в том числе круизных терминалов.

Компания ST Electronics (Сингапурские электронные технологии) будет вести работы по проектированию, руководству строительства и обучению персонала автоматизированной системы оплаты проезда — полностью интегрированной бесконтактной системы контроля доступа и продажи билетов по смарт-картам.

Сингапурская компания Batam Fast , имеющая опыт эксплуатации морских пассажирских судов окажет консультативную поддержку нашей компании в области организации и эксплуатации морской пассажирской линии вдоль побережья Большого Сочи.

— В чьей собственности окажется морская инфраструктура после завершения Олимпиады?

— Все объекты будут собственностью управляющей компании «Донинвест», дочерними структурами которой станут судоходная компания «Медея Марина» и компании-операторы морских терминалов.

— В январе «Донинвест» направила в ТПП письмо с просьбой о поддержке своих олимпийских проектов. Получен ли на него ответ?

— Да, в настоящее время ТПП предприняла ряд конкретных действий в поддержку наших инициатив и предложений в рамках реализации проекта, в частности, перед Росимуществом РФ.

— Есть ли уверенность у компании в возможности своевременного завершения всех запланированных Олимпийских проектов?

— Конечно, подготовка к проведению Олимпийских игр 2014 года в условиях мирового финансового кризиса — серьезное испытание «на прочность». По нашему мнению на сегодняшний день критичного отставания по срокам нет.