Летчики со стажем считают эти две версии, которые отрабатываются следователями — недостаточны для понимания полной картины произошедшего.

Пилоты высокой квалификации. Самолет, недавно прошедший техническую проверку, без замечаний. Хорошие метеоусловия и длинная взлетная полоса. Расследование крушения самолета «Як-42» под Ярославлем уже исключило массу возникших первоначально версий. Подобным бортом пользовался лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский, и СМИ даже поспешили сказать, что тем самым самолетом, однако сам политик опроверг эту информацию:

«Это другая была авиакомпания. Я последний раз летал на «Як-42», это был рейс Москва-Краснодар. Самолеты «Як-40» мы долго использовали, по линии авиакомпании «Орелавиа», сейчас ее уже нет. И как-то нам не понравился этот тип самолета, не очень он как-то производил впечатление надежного».

На данный момент у Минтранса только два варианта — либо отказало оборудование, либо пилоты не справились. В интервью РСН свою версию высказал пилот Алексей Островский, который летал непосредственно на рухнувшем самолете. Он считает, что настройки стабилизаторов судна могли быть неверными:

«Был такой случай, когда перепутывали контакты. И когда пилот отрабатывает на взлете стабилизатором на кабрирование, он уходит на пикирование. Обратные стороны! Какая бы тяга двигателя ни была, если ты будешь отрабатывать на пикирование, ты никуда никогда в жизни не улетишь».

Не исключено, что потерпевший аварию самолет взлетал просто с не самой удобной точки на взлетной полосе, считает пилот Евгений Самсонов, который много лет работал командиром экипажа «Як-40»:

«Самолет, во-первых, разбегался не от начала полосы. Это нормальная практика, но очевидно, что у них что-то произошло с системами, либо с двигателями, либо что. Есть такое понятие — рубеж, когда до этого рубежа, до скорости, например, порядка 190 км/ч при любом отказе нужно прекращать взлет. А после этой скорости экипажу пришлось продолжать взлет».

Экипаж полностью наблюдал процесс и должен был взять его под контроль, считает заслуженный пилот России Михаил Марков:

«По приборам в кабине мы видим падение оборотов, либо какая-то есть прелюдия: падение давления, топлива, масла. И конечно еще ты всегда слышишь звуковой фон двигателя. У меня были несколько отказов, но таких конкретных, чтобы бах и не стало — был один такой случай. Их меньше 10 потерь было таких самолетов. По неисправности два где-то, а так в основном ошибки нашего брата пилота».

В СМИ звучала версия теракта. Однако, полиция ее опровергла. Звуки взрывов были от топливных баков самолета. Еще одна версия — ошибка диспетчера. По данным портала Лайфньюз, диспетчер не скоординировал действия командира экипажа, не проследил или не сообщил об отклонении самолета от курса. Следствие эту версию пока не рассматривает.

Российским авиакомпаниям запретят покупать самолеты старше 10 лет. Норма вступит в силу с января 2012 года.

Елена Иванкина, BusinessFM