Исполнение предвыборных обещаний правительства будет стоить налогоплательщикам роста налогового бремени. Об этом заявил министр финансов Алексей Кудрин на Саммите Reuters. С приближением выборов бюджетная политика стала «более рискованной», и сбалансировать бюджет в 2012 году Россия сможет только при цене нефти в 116 долларов за баррель, передает информагентство.

«Игра в предвыборные решения, которые существенно изменяют баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал, — признал министр финансов. — При том, что они иногда идут вразрез со среднесрочной и долгосрочной устойчивостью как макроэкономики, так и бюджета». К таким обещаниям глава Минфина отнес повышение пенсий за счет увеличения страховых взносов, а также снижение страховых взносов для ряда компаний на два года. Эти меры, по подсчетам Кудрина, увеличат дефицит пенсионной системы еще на 0,5% ВВП.

Такие решение существенно увеличивают риски для российской экономики. «Для таких систем, как наша, если мы не можем быстро снизить расходы, то правильнее повысить налоги. Это обеспечивает большую стабильность и бюджетной системы, и экономики в целом», — заявил Кудрин. По его словам, модель роста расхода может привести к повышению налогов «в конечном счете, если не сейчас, то, может быть, через два года».

Сейчас же в России — одна из лучших налоговых систем в Европе, считает Кудрин: без учета рентно-сырьевых сборов в России налоговое бремя составляет примерно 28% ВВП при среднеевропейском уровне 37%. «С экспортными пошлинами и НДПИ — 34-37% ВВП тоже в зависимости от цены на нефть. Обычные отрасли работают в режиме, как их лучшие аналоги и партнеры в других странах. Это сегодня — серьезное преимущество российской финансовой системы. Придется от него постепенно отходить, если у нас такие обязательства останутся», — сказал Кудрин.

При этом, по прогнозу Кудрина, в ближайшие три-четыре года цена на нефть может упасть до 60 долларов за баррель и оставаться там в течение шести месяцев.

«Правильнее в настоящей ситуации, когда мы уже зависим от такой высокой цены на нефть, повышать [налоги] раньше. Если не принимать другие решения, о снижении расходов. И в том числе, за счет проведения пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста», — подчеркнул глава Минфина.

Если проводить планомерную работу по снижению зависимости российского бюджета от нефти, практически единственный вариант — это повышение налогов, попытка обеспечивать доходы бюджета из других источников, консервирование оставшихся доходов от нефти в резервных фондах, фондах национального благосостояния, перечисляет директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа Капитал» Владимир Брагин. «Это единственный вариант, который является здравым, который в перспективе не приведет к тому, что в случае падения цен на нефть не хватит запаса прочности, чтобы этот период пережить», — считает эксперт.

Самые большие поступления по налогам — налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль, отмечает Брагин. «Это так называемые «стандартные» налоги, которые, скорее всего, и придется повысить. Это не касается НДПИ и экспортных пошлин на нефть — их рост будет означать, что мы еще больше будем привязаны к ценам на нефть, — отмечает аналитик. — Однако в ситуации, которую мы имеем сейчас (низкие темпы роста и т. п.), такое повышение налогов вряд ли правильный путь. Попытка сокращения бюджетных расходов или их оптимизация мне кажется гораздо более плодотворной, чем увеличение налоговой нагрузки».

Повышение налогов в условиях замедления темпов роста мировой экономики — не самая лучшая идея, особенно для столь глубоко интегрированной в нее экспортоориентированной российской, уверен и Олег Попов, портфельный управляющий «Allianz РОСНО Управление активами». «Министерство финансов давно лоббирует повышение НДПИ для газовых компаний, владеющих инфраструктурой, такая компания в России одна — это «национальное достояние», — напоминает Попов.

Еще один метод сокращения дефицита бюджета, помимо роста налогов и урезания госрасходов, — увеличения государственного долга, добавляет финансист: «Наращивание долга государством оказывает куда больший стимулирующий эффект для экономики, чем повышение налогов или сокращение расходов».