Подписание Украиной и ЕС соглашения о модернизациии украинской газотранспортной системы вызвало нервную реакцию российской стороны. Министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил, что Россию на конференции в Брюсселе практически исключили из обсуждения вопроса о модернизации ГТС Украины. «Любая модернизация украинской газотранспортной системы без консультаций с Российской Федерацией представляется неразумной», — сказал министр, отметив, что при реализации двухстороннего подхода могут возникнуть риски в поставках газа, а продолжение обсуждения этого вопроса в двустороннем формате принуждает Россию «серьезно задуматься о надежности традиционных рынков сбыта».

Правда, украинские политики попытались успокоить Москву. Сразу после подписания в понедельник декларации в своем выступлении на конференции в Брюсселе Юлия Тимошенко, в частности, сказала: «Соглашение дает сигнал всем потенциальным инвесторам, что этот процесс поддерживается Европой, Украиной и также, уверена, поддерживается Российской Федерацией».

Как пояснил уполномоченный украинского президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский, на модернизацию украинской ГТС потребуется от двух до семи лет и 3 млрд долларов. По его словам, модернизация предполагает, в частности, замену всего парка компрессорных станций, что поможет сделать транспортировку газа более прозрачной.

Прозрачность была ключевым понятием на газовых переговорах в Брюсселе. Среди основных требований, которые европейцы предъявили Украине — реформы в энергетическом секторе, выделение газопровода в отдельную хозяйственную структуру и административное разделение компаний «Нафтогаз Украины» и «Укртрансгаз». Все эти условия страна должна выполнить к следующей зиме, несмотря на то что еще не известны конкретные хозяйственные структуры, которые будут осуществлять модернизацию ГТС. Достоверно известно лишь о нескольких странах-донорах.

Однако это не помогло Владимир Путин крайне негативно высказался о соглашении ЕС-Украина, и сегодня стало известно, что Россия откладывает межправительственные консультации с Киевом, запланированные на следующей неделе.

«Такие консультации состоятся после прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны», — пояснил позднее президент Медведев на заседании Совета безопасности РФ, также отметив, что Россию, которая выступала за трехсторонний формат при обсуждении вопроса, фактически исключили из этого процесса.

«Содержание этой декларации как минимум вызывает ряд вопросов. Я предлагаю подумать о том, что, может быть, нам перенести эти консультации на какой-то срок в решениях, которые были приняты», — сказал Медведев, обратившись к Путину, который также принимал участие в заседании Совбеза. Путин поддержал позицию главы государства, отметив, что правительство внимательно ознакомилось с результатами этой конференции. «Конечно, у нас возникают некоторые вопросы», — пояснил премьер.

По его словам, основные вопросы у российской стороны вызывает реализация содержащихся в декларации планов развития газотранспортной системы Украины. «Ключевым фактором является «объем прокачки газа» — там так и написано. Связано это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ниоткуда этот газ не может взяться, кроме как только с территории Российской Федерации», — заявил Путин, отметив, что «с нами этот вопрос никто не обсуждал».

По мнению Медведева, содержание подписанных Киевом документов «это один из примеров, который показывает, насколько вопросы нацбезопасности сегодня являются комплексными и насколько они должны быть увязаны с нашей внешнеполитической повесткой дня». Как считает российский президент, «нужно понимать: безопасность — это не только наше внешнеполитическое окружение и вопросы поддержания обороноспособности, но и вопросы экономической безопасности», а руководство страны исходит из того, что «экономическая безопасность — это составная часть стратегии национальной безопасности».

Между тем Юлия Тимошенко назвала подписанные соглашения «большой победой» и выразила уверенность, что Украина получит от их реализации большие выгоды и сможет транспортировать больший объем газа. «Мы будем расходовать на прокачку российского газа в Европу значительно меньше технического газа. Это значит, себестоимость транзита значительно снизится», — заявила Тимошенко, пояснив, что пока учет газа не налажен и это «дает возможность все-таки часть газа не учитывать, поэтому присутствуют определенные теневые объемы по его реализации».

При этом Тимошенко предложила Москве не обижаться ни на декларацию с Европой, ни на победу донецкого «Шахтера» над московским ЦСКА в оборочном матче Кубка УЕФА. «Вчера не проиграла Россия, не проиграла Европа, Украина просто защитила свои национальные интересы... Россия может принимать участие также в инвестиционных проектах, в реконструкции и модернизации», — сказала Тимошенко.

Сегодня же уполномоченный президента Ющенко по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил, что Украина хотела бы видеть российские компании среди участников процесса модернизации украинской ГТС. «Несомненно, российская сторона, ее специалисты, предприятия являются желанными участниками этого процесса... Я больше чем уверен, что российская сторона будет приглашена для участия в проекте», — цитирует Соколовского украинское агентство УНИАН. По его словам, участие в проекте России возможно на тех условиях, которые Украина согласовала с ЕС. «Речь идет о прозрачных и четких условиях кредитования и возвращения этих кредитов», — сказал Соколовский, подчеркнув, что ГТС Украины является механизмом взаимодействия между Россией, Украиной и ЕС и поэтому надежность и современность этой системы является общими интересами всех трех сторон.

Украинские эксперты позитивно расценивают подписание документов в Брюсселе. Президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук по этому поводу заявил, что подписание документов означает, что главные цели Украина на этой встречи достигла: Украина и ЕС зафиксировали основы, на которых они должны сотрудничать. По его мнению, украинский вариант поставок газа в Европу наиболее выгоден для ЕС, и, если будет найдено взаимопонимание в отношении условий, которые обеспечат гарантии транзита, то перспектива перекачки по этому направлению до 140-160 млрд кубометров газа в год подвигнет Европу на выделение в последующем по крайней мере 6 млрд долларов на модернизацию украинской ГТС в ближайшие 7 лет. Он также считает, что в условиях финансово-экономического кризиса России этот вариант более выгоден, чем обходные варианты прокладки Северного и Южного потоков, которые потребуют в общей сложности 45 млрд евро.

В комментарии BFM.ru ведущий эксперт украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Владимир Омельченко заявил, что нервная реакция Москвы на брюссельские договоренности Киева объясняется тем, что они идут вразрез со стратегической линией России по усилению своего влияния на ГТС Украины и фактически означают «выведение России за скобки» при определении ее судьбы.

Кроме того, это противоречит стратегии Москвы по диверсификации маршрутов поставки газа в Европу. «Если к нынешним возможностям ГТС добавятся дополнительные 60 млрд кубометров, то Северный и Южный потоки станут не нужны», — считает эксперт.

По мнению Омельченко, основное содержание внешнеполитического курса Юлии Тимошенко заключается в лавировании между Москвой и Брюсселем и заключенные ею соглашения отвечают национальным интересам Украины. «Безусловно, пытаясь соблюсти баланс интересов, лавируя между двумя центрами силы на евразийском пространстве, премьер Украины действует в интересах Украины. Первоначальная нервная реакция России пройдет, и будем надеяться она возобновит сотрудничество с Украиной», — сказал эксперт.

«Действительно, первоначальная реакция российского руководства была преувеличенно нервной и суть заключается в том, что Россия не была приглашена полноценно участвовать в этом процессе (модернизации ГТС), хотя в этом ничего нового нет», — отмечает в интервью BFM.ru ведущий эксперт ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.

Он напомнил, что российская позиция по этому вопросу хорошо известна и заключается в том, что необходимо создать международный консорциум, который бы занимался вопросами развития и эксплуатации украинской ГТС. При этом, по мнению Нестерова, Юлия Тимошенко несколько передергивает, утверждая, что целью «Газпрома» является захват газотранспортной системы.

«Доля «Газпрома» могла бы составить в консорциуме 10-20-30%, и для него было бы важно, чтобы в нем участвовали украинские, немецкие или французские компании. Это здравое предложение, которое вписывается в европейскую стратегию по либерализации газовой сферы. Правда, этому противостоит сугубо политический принцип, согласно которому ГТС закреплена в собственности Украины. Но мы знаем, что ничего вечного не бывает и конституции тоже подвержены изменениям, тем более, если рассматривать этот вопрос под экономическим, а не политическим углом зрения. При этом существует пример Белоруссии, которая пошла на сотрудничество с Россией, в результате чего «Белтрансгаз» и «Газпром» владеют газопроводами страны на паритетных началах», — отмечает эксперт.

При этом, поясняет Нестеров, Украина уже пошла на попятную, предложив России участие в модернизации ГТС, хотя ничего страшного в том, если система будет модернизирована без участия «Газпрома», нет, так как это все равно будет в интересах российского концерна с точки зрения надежности транспортировки и учета газа.

Однако Нестеров полагает, что украинские заявления о том, что расширение мощностей ГТС страны отменит необходимость строительства Северного и Южного потоков выдают желаемое за действительное, так как прокладка этих газопроводов отвечает российским интересам с точки зрения энергетической безопасности.

Кроме того, получить через обновленную ГТС дополнительные объемы газа Украине будет весьма проблематично. «Украина перекачивает только российский и среднеазиатский газ, и решить вопрос о любых его объемах без договоренностей с Россией невозможно, тем более, что есть много желающих получить этот газ. Так, уже заявила о готовности увеличить его прокачку вдвое Белоруссия, хочет увеличить прокачку и Польша. Не думаю, что Россия согласится на увеличение прокачки через Украину», — заключил Валерий Нестеров.