Россия в последние годы сохраняет за собой место в пятерке стран с самыми большими военными бюджетами. В течение десяти лет — с 2011 по 2020 — планируется провести полное перевооружение российской армии и флота: на это, как заявил министр обороны Анатолий Сердюков, будет потрачено 19 трлн рублей.

С учетом потребностей других силовиков в новом вооружении и технике объем финансирования госпрограммы вооружений РФ до 2020 года составит, по словам вице-премьера Сергея Иванова, 22–22,5 трлн рублей. Заметим, что аппетиты Минобороны удовлетворены лишь на 80%: силовое ведомство оценило свои потребности в 28-36 трлн рублей.

Тенденция резкого наращивания военных расходов наметилась в 2009 году: тогда бюджет оборонки составил 1,6 трлн рублей (4,19% ВВП). Из них на финансирование оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ушло 970 млрд рублей (2,5% ВВП), а содержание армии обошлось бюджету в 670 млрд рублей (1,7% ВВП).

Надо сказать, что за предыдущие шесть лет (с 2000 по 2006 год) на эти цели в общей сложности было выделено 2,2 трлн рублей (90,3 млрд долларов). А с 1993 по 1999 год и того меньше — 80,75 млрд долларов.

С 1993 года по 1999 год расходы на оборону составили 463,1 млрд рублей (1993 год — 3,1 млрд рублей; 1994 год — 40,6 млрд рублей; 1995 год — 59,4 млрд рублей; 1996 год — 80,2 млрд рублей; 1997 год — 104,3 млрд рублей; 1998 год — 81,8 млрд рублей; 1999 год — 93,7 млрд рублей).

С 2000 года по 2006 год на оборону было потрачено 2,6221 трлн рублей (2000 год — 143 млрд рублей; 2001 год — 218,9 млрд рублей; 2002 год — 282,4 млрд рублей; 2003 год — 345,7 млрд рублей; 2004 год — 413,7 млрд рублей; 2005 год — 550,1 млрд рублей; 2006 год — 668,3 млрд рублей ).

В прошлом году на национальную оборону было потрачено на 1,2% больше, чем в 2009 году. Федеральный бюджет этого года, который называют военно-социальным, предусматривает чуть меньшие оборонные расходы — 1,5 трлн рублей. Однако «триллионная» тенденция сохранится. Последние данные взяты BFM.ru из проекта бюджета на ближайшие три года.

Так, в 2012 году «военная» составляющая федерального бюджета запланирована на уровне 1,85 трлн рублей (3,18% ВВП, где валовой внутренний продукт, по прогнозным показателям, составит 58 трлн рублей). В 2013 году — 2,098 трлн рублей (3,27 ВВП, где ВВП — 64 трлн рублей), в 2014 — 2,75 трлн рублей (3,92% ВВП, где ВВП — 70 трлн рублей).

Но еще не факт, что военное лобби не «продавит» гораздо большие расходы: ведь еще недавно сообщалось, что оборонный бюджет до 2020 года составит 13 трлн рублей, а сейчас речь идет уже о 19-22,5 трлн рублей.

Эффект от увеличения финансирования этой отрасли могут нивелировать высокие риски неэффективного исполнения гособоронзаказа, заявил в минувшую пятницу, 21 октября, глава Счетной палаты Сергей Степашин. «Выделение дополнительных ассигнований в оборону не является гарантией достижения необходимого народнохозяйственного эффекта, так как высоки риски неэффективного использования этих средств», — сказал он, выступая в Госдуме.

«Можно выделять очень большие деньги, и ничего не получать на выходе»

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) весной этого года опубликовал список десяти стран-лидеров по объемам оборонных расходов за 2010 год. Его, как и в 2009 году, возглавили США, следом идет Китай, а третью и четвертую строчку разделили Великобритания и Франция. Замыкает эту пятерку Россия, доля которой в оборонных мировых расходах за 2010 год составляет 3,6%. Ниже РФ в этом списке расположились Япония, Саудовская Аравия, Германия, Индия и Италия.

Однако Россия, имея военные расходы, вдвое превышающие аналогичные показатели таких стран, как, например, Индия, Турция, Иран закупает новой техники для своих Вооруженных сил в несколько раз меньше, чем эти государства.

За счет собственных средств перевооружиться тоже не удается: эксперты отмечают, что оборонно-промышленный комплекс опирается на разработки еще советского времени, и никаких существенно новых подвижек в последние два десятилетия не произошло.

Государственная программа вооружения (ГПВ-2020) — по сути четвертая по счету. Первая предусматривала закупку и разработку боевой техники в период с 1996 по 2005 годы, ей на смену пришла программа ГПВ- 2010 (она «покрывала» 2001-2010 годы). В 2006 году в России была утверждена новая госпрограмма вооружений на 2007– 2015 годы (ГПВ-2015), стоимостью 5 трлн рублей: 63% средств планировалась израсходовать на закупки новой боевой техники. Однако, как и ее предшественницы, она не была выполнена практически по всем показателям.

Профессор Международного института исследований проблем мира в Осло Павел Баев в интервью BFM.ru отметил: «Опыт предыдущих программ показывает, что можно выделять очень большие деньги, и ничего не получать на выходе. И никто от этого не страдает. Я думаю, что программы принимаются, как и многие наши законы, не для того, чтобы выполняться, а чтобы на какой-то момент привести более-менее к балансу различные конкурирующие группы интересов. Ясно, что этот баланс является временным, его придется пересматривать все время».

По его словам, значительная часть денег идет не на армию, а на оборону, на военную промышленность. В Минобороны подтвердили, что с этого года намерены наращивать программы закупки новой техники: доля этих расходов в 2011 году составит 64% (правда, в прошлом году было 65%), но в 2012 году будет уже 66%, а в 2013 — 70%.

«Но куда эти деньги исчезают там, сказать совершенно невозможно, потому что непрозрачность полная, деньги уходят туда, как в черную дыру, эффективнее используются деньги, которые идут на боевую подготовку», — считает Баев.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин, которому критика военного бюджета стоила должности, заявил Business FM: «Я не против роста расходов на оборону. Но не в таком объеме и не в такие сроки. Эти программы нужно растянуть не на 10, а на 15 лет. Тогда мы можем уложиться». Он пояснил, что дело не только в том, что запланированные расходы тяжелы для бюджета, но и в неэффективном использовании средств.

А поскольку Минобороны умеет хранить военную тайну, проконтролировать, куда реально уходят бюджетные деньги, довольно затруднительно.

Портал BFM.ru совместно с Business FM подготовил серию материалов в рамках спецрасследования «Военная тайна Минобороны: как тратятся деньги налогоплательщиков». В течение недели опрошенные нами эксперты будут прокладывать маршрут движения бюджетных средств, выделенных на оборону и содержание армии.