Суд оценил художества имитатора на 6 лет тюрьмы
В Германии завершился громкий судебный процесс по делу о торговле поддельными картинами. Они были такого высокого качества, что даже маститые эксперты признавали их подлинниками. Фальшивки продавали через самые известные аукционные дома
Читать на полной версииНа скамье подсудимых оказались четверо, они признаны виновными в подделке картин с целью продажи. Стараниями этой группы заметно «расширилось» наследие европейских модернистов, от Макса Пехштейна до Макса Эрнста.
Главным героем судебного процесса, продолжавшегося всего два месяца, стал художник Вольфганг Белтраччи (60-летний немец взял фамилию жены). Он получил 6 лет тюрьмы. Елена Белтраччи, торговавшая подделками, осуждена на 4 года. 5 лет за решеткой предстоит провести 68-летнему подельнику этой пары. 54-летняя свояченица живописца получила один год и девять месяцев условно.
Банда работала не без элегантности. Любителям искусства и дилерам они сообщали о существовании частных коллекций (собрание Вернера Йегерса, собрание Вильгельма Кнопса) с работами, якобы прежде скрытыми от посторонних глаз. Обман распознали далеко не сразу, некоторые полотна уходили с торгов, организованных аукционными грандами Sotheby's и Christie's.
История начала раскручиваться благодаря наследникам немецкого экспрессиониста Иоганна Мольцана. В 1987 году его вдова купила за 60 тысяч дойч-марок «Портрет Оскара Шлеммера». Подлинность полотна подтвердили специалисты из Лондона, но через несколько лет в результате химического анализа выяснилось, что портрет — фальшивка. Продавец получил условный срок, след от него вывел к некоему безвестному живописцу Вольфгангу Фишеру.
Оказалось, что тот на протяжении десятилетий имитировал картины художников XX века, в том числе Макса Эрнста, Фернана Леже, Кеса ван Донгена. Это были как работы, известные лишь по фотографиям и бесследно исчезнувшие в годы нацизма, так и оригинальные картины, которые, по словам Белтраччи, «было бы жаль не вписать в наследие художника». Кроме мастерства, у имитатора был вкус. Не зря пресса, наблюдая за этим делом, нередко сравнивала Белтраччи с Робином Гудом, указавшим напыщенным коллекционерам-невеждам на их глупость.
Предполагалось, что вердикт будет вынесен не раньше весны 2012 года — суд собирался выслушать с десяток экспертов и полторы сотни свидетелей. Однако вину свою обвиняемые признали, сразу же стали охотно сотрудничать со следствием, что заметно облегчило работу немецкой фемиде и ускорило судебный процесс.
Сговорчивостью можно объяснить и относительно невысокие сроки в отношении преступников, нанесших многомилионный ущерб (прокуратура требовала для них до 10 лет тюрьмы). Однако наблюдатели видят в этом желание поскорее и наименее болезненно закрыть эту главу в современной истории торговли предметами искусства. Втянув в аферу инстанции, живущие за счет своего авторитета — аукционные дома и престижные картинные галереи — преступники бросили тень на весь этот гигантский рынок.
Среди обманутых оказался и немецкий бизнесмен Райнхольд Вюрт, который приобрел поддельную, как оказалась, картину Макса Эрнста за 4,4 млн евро, и Музей Шпренгеля в Ганновере — туда попала фальшивая «Кошка в горах», написанная якобы Генрихом Кампендонком. Определяя подлинность, ошибся даже Вернер Шпис, признанный эксперт по живописи Макса Эрнста. Трудно не восхититься той тщательностью, с которой работал Вольфганг Белтраччи: он использовал старые холсты и подрамники, воспроизводил и типичные для того времени приемы.
Если ошибиться могут даже те, кому ошибаться нельзя, то стоят ли шедевры запрашиваемых за них миллионов? Суд в Кельне оценил ущерб от действий «великолепной четверки» во главе с Белтраччи в 16 млн евро, впрочем, истинный масштаб урона может быть значительно больше. Предполагается, что преступная группа продала более полусотни фальшивок, а в ходе процесса рассматривалось лишь 14 случаев.
Главный герой этой криминальной истории, судя по всему, воспринял вердикт суда не без облегчения — теперь Вольфганг Белтраччи может под своим именем войти в историю как один из самых искусных имитаторов стыка XX-XXI веков.