Шварцман: «Сначала активы должны в залогах полежать»
Бизнесмен, президент общероссийского общественного движения «Транспарентная Россия» Олег Шварцман рассказал Business FM о том, какое развитие получила идея «бархатной реприватизации», а также об общественном движении, которое он возглавляет
Читать на полной версииВ ноябре 2007 года глава ФПГ «Финансгрупп» Олег Шварцман рассказал «Коммерсанту» об идее «бархатной реприватизации». Спустя полтора года бизнесмен, президент общероссийского общественного движения «Транспарентная Россия» Олег Шварцман рассказал Business FM о том, какое развитие получила эта идея, а также об общественном движении, которое он возглавляет.
— Что такое «транспарентная»?
— Открытая, прозрачная, даже немножечко чистая.
— Перед кем?
— Перед друг другом и перед всеми сразу.
— Чем занимается движение?
— Вопросами транспарентности, то есть, открытости корпоративной, социальной и государственной, чтобы все управленческие и бизнесс-процессы в нашем государстве становились более прозрачными, более понятными для каждого из нас.
— В интервью «Коммерсанту» вы сказали: «Мы не забираем предприятия, мы минимизируем рыночную стоимость разными инструментами, как правило, это добровольно принудительные инструменты». Это сейчас делает «Транспарентная Россия»?
— Нет, это делает кризис. Все уже сделано без нас.
— Как происходит «бархатная реприватизация» в кризис?
— Еще быстрее, еще проще чем прежде. Любой кризис представляет из себя универсальный инструмент для перераспределения акционерных капиталов, для их перетекания и перекупки, поэтому то, что происходит сегодня, что мы видим, нормальный процесс.
— Что уже перетекло к государству в рамках «бархатной реприватизации»?
— Это процессы не такие быстрые. Сначала активы должны в залогах полежать.
— Когда все это перетечет в какую-то гигантскую структуру, она будет управляться, наверное, какой-то понятной группой лиц. Какой смысл тогда вообще говорить о социальной ответственности бизнеса? Не кажется ли вам, что из бизнеса останется только малый и средний?
— Не со всем согласен. Ведь государству это по большому счету и не нужно, чтобы перетекло в его руки. С моей точки зрения, здесь нужно рассматривать двухкомпонентную систему: государство как эффективный балансодержатель и собственник, а с другой стороны, государство как эффективный управленец.
— Вы считаете, что государство может эффективно и управлять, и держать баланс?
— Держать баланс — да, а управлять, к сожалению, не научилось еще. Поэтому государство может быть эффективным балансодержателем, но отвечать за управление должны эффективные менеджеры, которые есть на рынке и которых надо транспарентно — прозрачно, на основании открытых аукционов — привлекать к управлению государственными активами.
— Многие предприятия сейчас сокращает людей, им нечем платить. Выбор: оставить 50% сотрудников с меньшей зарплатой или обанкротить предприятие. Можно ли в таких условиях говорить о социальной ответственности предприятий?
— Социальная ответственность заключается в том, чтобы с людьми, за которых отвечаешь, ты обходился именно так, как они этого заслуживают. В рамках твоей точечной социальной ответственности, то есть ответственности по предприятию, локальной социальной ответственности, ответственности по регионам, по городу, даже по стране.
— Кто определяет это — «как заслуживают люди»?
— По идее, в идеале, это определяет рыночный механизм, но в нашей стране это может также определять, например, Генеральная прокуратура, которой могут быть даны поручения немножечко порегулировать рынок занятости.
— Не кажется ли вам, что тему социальной ответственности могут сегодня использовать для решения личных интересов по выживанию?
— Так ведь так и делают. Вы сомневаетесь? Сейчас, допустим, по Минсельхозу идет формирование списков стратегических сельскохозяйственных активов, чтобы их дальше кредитовал Россельхозбанк. Какая основная мотивация принятия решения? Конечно, социальная. Сколько человек будет трудоустроено, насколько важен актив в системе сельскохозяйственного комплекса данного региона и так далее. И здесь, конечно, есть и личные интересы. Используется даже спекуляция на тему перспектив: мы, мол, трудоустроим 10 тысяч, 100 тысяч человек.
— Вы заявляете себя как политическую партию или как общественное движение, которое контролирует, которое обращает внимание общественности на что-то?
— Мы политикой не занимаемся, только общественными вопросами. Мы никуда не ходим, не голосуем.
— Это продолжение «Гражданской силы»?
— В некотором роде, да. Просто мы стоим на разных позициях. «Гражданская сила» — это партия среднего бизнеса, а мы работаем в целом на социум, не разделяем большой, средний, малый бизнес или рабочих, служащих.
— Кремль поддерживает вас?
— Я скажу немного не так. Не Кремль поддерживает нас, скорее, мы поддерживаем Кремль в его интересных и злободневных инициативах. Таких, как борьба с коррупцией, например. Или взять ситуацию с правовым нигилизмом, который, к большому сожалению, вредит развитию и нашего бизнеса, и общества в целом.
— Мы — это кто? Есть ли среди ваших сподвижников известные люди?
— За моей спиной стоят люди в разных регионах России, которым не нравится то, что происходит в плане взаимоотношения бизнеса и власти, бизнеса и общественности. Они хотели бы модерировать этот диалог по спорным и проблемным вопросам и находить какие-то компромиссные решения. И это необязательно известные и популярные персоны. Это люди действия, которые могут проявлять определенную активность, предоставлять информацию в том числе и закрытого характера для того, чтобы создавать поле для деятельности. Или, когда это необходимо, для следственных органов, или общественных инициатив.
— Эти люди анонимны?
— Конечно.
— Другими словами, есть один человек — Олег Шварцман, есть «Транспарентная Россия» — общественное движение, и 5-10 тысяч анонимных членов по России, которые дают сигналы на местах?
— Да, и это работает.
Я много раз читал свое интервью в «Коммерсанте», и все-таки не до конца сам с собой согласен по ряду позиций. Поэтому я хочу сказать, что мы никого не хотели бы нагибать, мы хотели бы наоборот, выпрямлять. А с моей точки зрения, по ряду вопросов бизнес находится в наклоненном, нагнутом состоянии, в частности во взаимодействии с государством. Поэтому одной из наших инициатив является открытый диалог, более того, тренинговый диалог для бизнеса — о взаимодействии с государством в период кризиса. Я бы хотел видеть государство в качестве глобального антикризисного партнера. Я знаю, как это сделать, но я знаю также и о том, что бизнес потерял веру в возможность такового взаимодействия. Это то, что касается объявленных тендеров и аукционов, которыми государство собиралось поддержать малый и средний бизнес. Слышал кто-нибудь о том, чтобы это было сделано? А что говорить о помощи через госбанки?
— Что нового вы сможете внести в этот диалог?
— Я хочу сказать, что открытость возникает не просто так. Она появляется на информационном фоне. Мы все слышали о том, что именно под видом социальной ответственности осуществляют те или иные представители большого бизнеса, все слышали про полицейско-куртизанские истории в Куршавеле, про разбитое «Феррари» в Ницце. Но, к сожалению, реальная социальная ответственность и многие иные вопросы находятся в информационном вакууме — так устроено наше информационное пространство. Поэтому наша задача, сделать более открытыми реальные дела и реальные события.
— На чьи средства существует «Транспарентная Россия»?
— У нас же движение. А движение предусматривает добровольное участие. Тут никому никакие деньги не платятся. Это люди, у которых внутри есть желание и сжатые пружины, которые хотели бы разжаться, и что-то изменить. К большому сожалению, людей таких не много, но они по-прежнему есть.
— А бизнесу сейчас нужно партнерство с государством? Ведь бизнес просит помощи, а это означает не партнерство, а желание быть зависимым.
— А как иначе выживать, особенно в нашей стране? Государство называет это партнерством. Есть разные формы партнерств, но, безусловно, в нашей стране бизнес находится в очень глубокой зависимости от государственных решений, и от эффективности работы аппарата.