4-го ноября в московском Институте медико-биологических проблем завершается эксперимент по моделированию пилотируемого полета к Марсу. Трое россиян, два представителя Европейского космического агентства (ЕКА) и китаец провели в небольших модулях, имитирующих марсианский космический корабль, 520 суток, за что, как уже писал BFM.ru, получат по 3 млн рублей каждый.

Серьезных конфликтов среди участников эксперимента «Марс-500» не было, запертым в капсуле мужчинам приходилось бороться в основном с однообразием и скукой, особенно после имитации высадки на Марс в феврале этого года. «Они достигли цели, впереди не было ничего нового, эксперименты были выполнены, они многое узнали друг о друге и боролись с однообразием и усталостью», — цитирует газета The Guardian главного психолога проекта Юрия Бубеева. Непросто проходила адаптация к культурным особенностям партнеров: «Француз и итальянец не могли понять, почему россияне с таким удовольствием отмечают Новый год и игнорируют Рождество». Но сложнее всего участникам эксперимента давалось общение с китайцем, рассказал Бубеев, так что на борт «космического корабля» даже отправили электронные книги об особенностях китайской культуры.

Тот факт, что завершение эксперимента «Марс-500» совпало с усердно накачиваемым идеологической составляющей Днем народного единства, руководители эксперимента объясняют простым совпадением. «Мы специально ничего не подгоняли, это случайность», — заверил BFM.ru технический директор проекта «Марс-500» Евгений Демин. Основным итогом эксперимента, по его словам, стало подтверждение того, что международный экипаж может нормально взаимодействовать и выполнять поставленные задачи: «Никакого внутреннего деления среди членов экипажа не было. Люди справились». Слабым звеном во время полета к Марсу, если и когда он состоится, станет именно человек.

Исследования, в рамках которых изучают реакции и поведение членов экипажа на долгое заточение в условиях, приближенных к марсианскому полету, начались в СССР в 1964 году. О них — эта статья из цикла совместных публикаций BFM.ru и журнала Science Illustrated.

Первые эксперименты

Более 100 лет назад Константин Циолковский писал о том, что когда-нибудь человек должен заселить космическое пространство. Основатель мировой космонавтики считал, что именно Марс, а не Луну нужно рассматривать в качестве потенциального объекта для колонизации.

История исследований существования человека в условиях замкнутого пространства началась около полувека назад в Красноярске. Сегодня с черно-белых снимков, украшающих стены Красноярского института биофизики, смотрят участники экспериментов «Биос-1» (1964), «Биос-2» (1965), «Биос-3» (1968–1972). Целью ученых было создание и тестирование замкнутой системы жизнеобеспечения, после чего планировалось дальнейшее использование модели на космических кораблях и станциях. Предположительно на проведение испытаний, проходящих в режиме абсолютной секретности, было затрачено не меньше ресурсов, чем на лунную программу.

В конце 1950-х — начале 1960-х руководство СССР поставило задачу: 8 июня 1971 года на ТМК-1 (тяжелый межпланетный корабль) должна стартовать марсианская советская миссия. Планировалось основать на Марсе колонию и построить космические станции с целью их дальнейшего распространения по Солнечной системе. Позже были даже озвучены имена тех, кто должен был лететь на Марс. Однако проекту не суждено было состояться.

Пионером подготовительных испытаний, за которыми должна была последовать экспедиция, стал биолог Евгений Шепелев. В 1961 году он провел сутки в пятикубометровой герметичной камере, где водоросли хлореллы преобразовывали азот из выдыхаемого им воздуха в кислород. Шепелев вспоминает: «К исходу первых суток стало ясно, что человек, в данном случае я, потребляет значительно больше кислорода, чем могут вырабатывать водоросли. Углекислота росла, а кислород падал. После этого эксперимента мы усовершенствовали технологию и спокойно держали в этой камере человека на протяжении месяца».

Испытание скафандров для имитации выхода космонавта на марсианскую поверхность. Фото: ИТАР-ТАСС Участники 520-суточного эксперимента по моделированию полета на Марс: командир экипажа Алексей Ситев, исследователь Ванг ЮЭ, бортинженер Роман Шарль, врач Сухроб Камолов, исследователи Диего Урбина и Александр Смолеевский (слева направо). Фото: РИА Новости Медико-технический комплекс для проекта «Марс-500», имитирующий космический корабль. Фото: ИТАР-ТАСС