Его имя в Грузии знали все, но долгое время мало кому приходилось лицом к лицу сталкиваться с бизнесменом и миллиардером Бидзиной Иванишвили. Он вел довольно замкнутый образ жизни в своем родном селе в западной Грузии, не вмешивался в политику и не предавал широкой огласке свою благотворительную деятельность.

Однако, как оказалось, эта широкая благотворительность бизнесмена, состояние которого, по оценкам журнала Forbes, в этом году составляло 5,5 млрд долларов, не осталась незамеченной, создав ему популярность и превратив его в серьезного конкурента нынешнему руководству Грузии.

После первого же заявления Иванишвили о намерении создать политическую партию и участвовать в парламентских выборах 2012 года оппозиция заметно оживилась, а депутаты парламента от правящей партии один за другим обрушили на новоявленного оппозиционера шквал критики. Его обвиняли то в попытке купить грузинскую политику, то в потакании желаниям Кремля и исполнении его воли.

Сегодня Иванишвили — один из главных и самых обсуждаемых героев местных новостей, а у его бизнес-центра в Тбилиси нередко часами дежурят журналисты.

Из бизнесменов в политики

55-летний бизнесмен встретил нас в своём бизнес-центре в Тбилиси, в залах которого легко можно заблудиться.

Улыбаясь, Иванишвили свободно переходил то на русский, то на французский, но отвечать на вопросы во время интервью предпочел на родном языке — грузинском. «Главным для меня является не то, что люди знают, богат я или нет, а то, что они знают, что я не обманываю, и знают, кто я, — объясняет Иванишвили. — Поэтому главное и решающее — это доверие».

В интервью газете «Ведомости» в 2005 году миллиардер рассказал, как он — сын шахтера, родившийся в селе Чорвила в западной Грузии, будучи студентом инженерно-экономического факультета Тбилисского государственного университета, одновременно работал на одном из заводов уборщиком, подсобным рабочим, а потом шлифовальщиком.
Сегодня Иванишвили, согласно русскому Forbes, занимает 185 место в мировом рейтинге богатейших бизнесменов и 25 место в списке самых богатых людей России.

«В России я провел лучшие 20 лет своей жизни, — рассказал Иванишвили Русской службе Би-би-си. — В 1982 году поступил там в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, потом собирался защитить докторскую. В это время началась перестройка, и я включился в бизнес... Примерно с 27-28 и до 47 лет я провел в России, так что, можно сказать, что лучшие годы — и в физическом, и в интеллектуальном плане — я провел в России».

Иванишвили говорит, что не был в России последние девять лет, несмотря на то, что примерно треть его капитала и по сей день находится в России. Больше времени он проводил во Франции, где жила его семья. Последние годы Иванишвили жил в своём родном селе в западной Грузии. По его словам, он вернулся в Грузию лишь потому, что «соскучился по родине».

Российский проект или грузинская мечта?

Чтобы избежать спекуляций относительно связей с Кремлем, Иванишвили решил отказаться от российского гражданства и заявил, что намерен продать весь свой бизнес в России до выборов 2012 года.

Но биография Иванишвили, бизнес в России и его заявления дали правящей партии повод для обвинений новоявленного оппозиционера в проведении пророссийской линии. По словам депутатов от правящей партии, заявления Иванишвили созвучны позиции российского руководства, а сам бизнесмен пытается купить «грузинскую политику при помощи российского капитала».

«Человек, который приходит в грузинскую политику с тем, чтобы сказать, что Грузия начала войну в 2008, — проводник российской политики», — так заявил журналистам депутат Павле Кублашвили после первой пресс-конференции Иванишвили.

Как сказал тогда Иванишвили, Саакашвили, вместо того чтобы вывести часть населения из сел, которые бомбили «непонятные формирования с осетинской стороны», и пригласить наблюдателей из международных организаций, совершил «абсолютно необдуманное, неадекватное действие и начал бомбить Цхинвали».

Иванишвили считает, что ситуация, сложившаяся после августовской войны 2008 года, не устраивает Россию как в плане безопасности, так и в плане отношений с международным сообществом, и надеется, что совпадение интересов двух государств поможет сдвинуть российско-грузинские отношения с мертвой точки.

«Я осознаю, что ситуация сегодня очень сложная, — говорит Иванишвили. — Но после прихода нашей команды, прежде всего мы немедленно займемся вопросом урегулирования отношений и в этом плане будет достигнут прогресс».

При этом критикой российского правительства должен заниматься народ России, считает Иванишвили, а населению Грузии нужно требовать ответов от своего правительства.

«Претензии есть к обеим сторонам, и виновны обе стороны, — сказал Иванишвили в интервью Русской службе Би-би-си. — Но мы должны, в первую очередь, требовать от нашего правительства дипломатичности. Гораздо более демократичные, чем Грузия, государства сегодня имеют дипломатические отношения с менее демократичными государствами, чем Россия. ...Мы обязаны найти общий язык с нашим большим соседом».

Между тем, по его словам, в самой Грузии необходимо провести преобразования с тем, чтобы урегулировать отношения с населением отколовшихся от нее регионов. Наряду с урегулированием отношений с Россией, Иванишвили намеревается также углубить связи с Европой и США.

По его словам, НАТО — лучший и безальтернативный вариант для Грузии, однако, если вступление Грузии в альянс является невозможным или возможным лишь в отдаленном будущем, Грузия должна на какое-то время и на каком-то этапе суметь найти своё «соответствующее место» в геополитике.

«Поведение Саакашвили отдалило перспективу присоединиться к НАТО, и мы не сможем за пять минут изменить положение, я это ясно осознаю, — говорит Иванишвили. — Конечно, мы продолжим сотрудничать в этом направлении, но это не будет единственным путем».

«Саакашвили не сможет остаться у власти»

Действия властей в ответ на появление Иванишвили на политической сцене, по мнению политологов, сыграли на руку скорее опальному миллиардеру, прибавив ему популярности среди жителей Грузии.

«Ответные акции [властей] были достаточно непродуманны и создали впечатление, что правительство слишком боится Иванишвили и старается всеми силами ослабить его, — сказал в интервью Би-би-си директор Международной школы кавказских исследований в университете имени Ильи Чавчавадзе Гия Нодиа. — В конечном счете, это, скорее, в его пользу, чем в пользу правительства».

Одним из первых таких шагов, которые многие расценили как попытку властей избавиться от политического конкурента, было лишение Иванишвили грузинского гражданства, о котором стало известно вскоре после его первого заявления о намерении заняться политикой.

По заявлению Агентства гражданского реестра, Иванишвили был гражданином России, когда в 2004 году ему было присвоено также грузинское гражданство. Однако после этого стало известно о том, что он получил гражданство Франции, и это стало официальной причиной для лишения его гражданства Грузии.

Если Иванишвили не сможет восстановить грузинское гражданство, он будет лишен возможности участвовать в выборах.

Иванишвили надеется, что грузинская общественность и международное сообщество вынудят президента вернуть ему гражданство. Но даже если этого не произойдет, опальный бизнесмен не собирается отступать.

«Мы создаем общественное движение, в параллельном режиме мы создадим политическую партию, в которую войдет также один из моих родственников, который носит такую же фамилию, как и я, — сказал Иванишвили. — Мы всё равно дойдем до выборов и обязательно сменим Саакашвили путем выборов. Никакими методами — законными или незаконными — Саакашвили не сможет остаться у власти».

При этом новоявленный оппозиционер отвергает революционный сценарий в Грузии, заявляя, что смена власти в стране должна произойти «только легитимным способом - путем выборов».

Серьезный игрок?

Появление сильного политического игрока в Грузии, который смог бы в определенной степени быть противовесом нынешнему правительству, необходимо для демократичного развития Грузии, считает Гия Нодиа.

«Другой вопрос, насколько Иванишвили является реально сильным игроком, — указывает он. — Мне кажется, что пока это скорее миф, чем реальность, поскольку все это кажется политическим чудом — появился человек, у которого нет никакого политического опыта, а есть только деньги».

Но, несмотря на отсутствие опыта в политике, Иванишвили в короткие сроки удалось стать лидирующим игроком оппозиции, на которого критично настроенные к нынешнему руководству страны жители возлагают большие надежды. По мнению политолога, это связано как с низким доверием к существующим оппозиционным лидерам, так и с финансовыми ресурсами Иванишвили.

«Существовала потребность в новом лидере в лагере оппозиции, в лидере, который ещё не был дискредитирован… Кроме того, существовал политический миф, что слабость оппозиции, в основном, кроется в недостатке ресурсов, — отмечает Нодиа. — Иванишвили как бы отвечает всем требованиям этих мифов — это не дискредитированная фигура, и у него много ресурсов. Следовательно, появились надежды, что, наконец-то, оппозиция стала сильной».

Однако, по мнению эксперта-политолога Рамаза Сакварелидзе, высокую популярность Иванишвили нельзя объяснить только его состоянием или успехами в бизнесе. «Было много случаев, когда тот или иной богатый грузин хотел войти в политику, но это не волновало людей, — говорит Сакварелидзе. — С Иванишвили ситуация иная как раз потому, что дело не в деньгах. Здесь ключевую роль сыграла его благотворительность, вера в то что, он хочет добра для страны».

Нина Ахметели
Русская служба Би-би-си, Тбилиси