Книга Андрея Албитова «Facebook. Как найти 100 000 друзей для вашего бизнеса» недавно вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» в 2011 году. На личном примере автор показывает, как можно пользоваться таким мощным и практически бесплатным инструментом, как соцсеть Facebook или «Вконтакте».

Албитов зарегистрировался в Facebook летом 2010 года, успев решить до этого момента, что социальные сети ему не интересны. А через несколько месяцев компания, в которой он работал, решила использовать Facebook в своей бизнес-деятельности. «Здесь я убедился, что очень мало людей реально знают, что и как надо делать. И решил написать книгу, которая, как мне кажется, поможет любой компании — неважно, большой или маленькой. Потому что я описываю методы, которые не требуют вложения денег», — говорит Андрей Албитов в предисловии.

Книга рассчитана на тех, у кого есть своя страничка хотя бы в одной социальной сети и кому знакомы базовые понятия «стена» (англ. wall), «лайкать» (like), «френды» (friends) и прочее.

Рецепт Албитова прост — любыми средствами надо мотивировать человека, зашедшего на страницу вашей компании Facebook, нажать на кнопку «like» (мне нравится), чтобы получить этого человека в число своих друзей.

Зачем? Андрей Албитов называет пять причин: поддерживать отношения с уже имеющимися клиентами, искать новых клиентов через рекомендации уже существующих, наращивать продажи уже имеющимися клиентам, проводить маркетинговые исследования и опросы

Он приводит в пример продажи своей компании, которая, в частности, торгует антивирусом ESET NOD 32. Обычно подписка на антивирус происходит раз в год, значит, и клиент «ловится» с такой периодичностью. Но за год клиент может передумать и купать антивирус у конкурирующей фирмы — если та предложит ему более выгодную цену или более гибкую возможность использования новой версии антивирусной программы. А с помощью дружбы на Facebook продавец может удерживать клиентуру и мотивировать ее на новые покупки своего продукта.

Как поддержать интерес клиента к своей продукции? Информировать свою аудиторию о разных аспектах работы компании — о ее истории, скидках, объяснять, чем один товар отличается от другого или от продукции конкурентов, рассказывать о своих сотрудниках. Чтобы добиться успеха на этом поприще, нужно изучить то, как это делают в социальных сетях мировые лидеры. Албитов советует посмотреть страницы мировых брендов — таких как Coca-Cola, Youtube, BMW, Disney и другие. И нет ничего зазорного в том, что вы перенимаете чужой опыт, успокаивает автор.

Поиску новых клиентов нелишне поучиться у компании Ferrari, говорит он. У Ferrari более 3,8 млн друзей на Facebook, и каждую неделю их становится больше на 10 тысяч человек. При этом в год производится лишь 7 тысяч автомобилей этой марки. Очевидно: 99% друзей группы явно не смогут купить машину, но, тем не менее, эти «друзья» важны бренду, так как они поддерживают имидж компании.

Дело в том, что каждое сообщение от Ferrari набирает 2,5-7 тысяч «лайков» и в результате попадает в основную ленту новостей членов группы. Таким образом, новости компании становятся доступны практически всему миру, обеспечивается более миллиона просмотров в день. И при этом — никаких затрат на рекламу.

Генерация новых продаж. Уже сейчас многие компании открывают на Facebook свои интернет-магазины. Порядка 20-40% фанатов страницы жду информацию о скидках и специальных предложениях. Это отложенный спрос — человек готов купить ваш товар, но со скидкой или в кредит. Поэтому, давая информацию о том, где и как купить ваш товар, вы значительно увеличиваете продажи.

Опросы клиентов. Если у вас крупная компании, пишет Албитов, то вы наверняка много денег тратите на маркетинговые исследования. Но Facebook может минимизировать ваши траты. А если же компания маленькая, то маркетинг можно проводить и вовсе бесплатно. О механизме проведения опросов автор книги советует почитать в разделе «Помощь» на Facebook.

Также можно использовать страничку на Facebook для технической поддержки корпоративного сайта компании. Обычно на сайте компании есть e-mail, на который можно отправить свой вопрос. Но практика показывает, что многим пользователям удобнее написать свой вопрос именно в формате Facebook, так как на странице и другие пользователи продукта могут поделиться своим советом и опытом работы с продуктом вашей компании. Порой они отвечают даже быстрее службы техподдержки, а если человек, задающий вопрос, получает на него быстрый ответ, то его лояльность к бренду повышается. Кроме того, посещаемость корпоративного сайта ниже, чем посещаемость Facebook .

При этом Албитов рекомендует достичь за два-три месяца планки не менее 100 тысяч друзей компании на Facebook.
Продавцам антивируса ESET NOD 32 в России это дало то, что каждую новость компании читают от 30 до 60 тысяч человек, а за месяц это дает более одного миллиона контактов. Фактически, страница на Facebook — это корпоративное СМИ для клиентов в удобном для них формате.

При этом продажи в момент достижения отметки в 100 тысяч друзей на Facebook и переходы из социальной сети на страничку магазина на корпоративной сайте компании превысили 10 тысяч долларов. Это очень хорошо, а с учетом того факта, что на увеличение объемов продажи не было потрачено ни рубля, это просто великолепно, считает Албитов. А за год продажи через Facebook принесут более 100 тысяч долларов, при активном развитии контактов на Facebook и больше.

Сколько надо времени, чтобы собрать группу в 100 тысяч друзей? Албитов считает, что года хватит.

1. В Интернет-магазине "Манн, Иванов и Фербер"