Этот случай достоин учебников риторики. Йозеф Акерманн, глава Deutsche Bank, выступая перед бизнесменами в Гамбурге, был атакован представителями антибанковского движения «Occupy Wall Street» — активисты, объявившие войну алчному миру финансов, назвали его самым бессовестным банкиром планеты. Сцена идеально подходила для того, чтобы потом разойтись на цитаты: с одной стороны жадный богач, в пафосной обстановке вещающий о рынке и морали, с другой — глас народа, осаживающий бесстыдного дельца. Надо полагать, растерянность, испуг или даже ярость Акерманна СМИ растиражировали бы с наслаждением — глава крупнейшего банка Германии скоро покидает свой пост, и улюлюкание в спину этой весьма спорной фигуры уже слышится. Либеральная германская пресса считает поражением уже факт того, что Акерманн отказался даже от поста в наблюдательном совете своего финансового института.

Однако позора не получилось. В ответ на выкрики маскированных «оккупантов», Йозеф Акерманн предложил им поучаствовать в дискуссии на сцене. «Не могли бы вы выйти и произнести здесь все, что вы хотите? Так мы можем вести диалог», — сказал он со своей характерной полуулыбкой.

С этой же полуулыбкой, не меняясь в лице, он сообщает, как о прибылях своего банка, так и о своем критическом отношении к господдержке. На сцену «оккупанты» вышли, но ни масок снять не пожелали, ни внятно выразить свои претензии. «Наша критика в адрес Deutsche Bank! — заявил один из активистов «Occupy Wall Street». — Они спекулируют, игнорируя голод и экологию». Конкретизировать упреки анонимному «оккупанту» не удалось. Банкир продолжил свое выступление, заметив, что на семинарах по риторике их учили реагировать на неожиданные нападки, но навыки, приобретенные много лет тому назад, пригодились лишь сейчас, в 64 года.

До недавнего времени дипломатическое искусство не было самой сильной стороной этого управленца. В 2005 СМИ растиражировали его крупную оплошность: в одном абзаце он сообщил и о рекордных прибылях своего финансового института и о новой волне увольнений. Примерно с того времени германская пресса назначила его главным капиталистом планеты, с трудом готовая признать даже очевидные его заслуги. Акерманн был одним из главных консультантов канцлера Ангелы Меркель во время экономического кризиса, из которого, как известно, Германия вышла с наименьшими потерями. Коллеги признали его «лучшим банкиром Европы 2009 года». В ответ на это антиглобалисты из Attac удостоили его своей антипремии. Стараниями политиков в немецкий новояз недавно вошло даже новое слово — «äckermänner», обозначающее бессовестных менеджеров.

В Гамбурге формулировать вероятные претензии к миру финансов банкиру пришлось самостоятельно, и самому же на них отвечать. Например, 25-процентные доходы от собственного капитала, взятые его банком за цель, он считает не следствием «аморальности», а запросами мирового рынка: глобальному концерну следует учитывать и глобальную конкуренцию. «Мир вокруг нас не спит, и он думает иначе, нежели вы», - заявил финансист.

Публичное линчевание банкира сорвалось, а программные дефициты «оккупантов» стали еще очевидней. «Я против» — едва ли можно считать серьезным аргументом в войне с недобросовестными банками, поставившими мир на грань катастрофы. Германский профессор экономики Вольфганг Герке, комментируя лозунги «Occupy», с сожалением отмечает, что требования протестующих исчерпываются собственно протестом. «Я считаю разумным диалог между демонстрантами и банками, но он не должен быть упрощенным», — заявил он телеканалу ARD.

Экономист убежден, что недоверие между «банкирами» и «оккупантами» и экстремально, однако поведение Йозефа Акерманна в Гамбурге показало, что к диалогу он готов, как согласен предоставить и трибуну для выступления. Другое дело, что протестующие, в общем-то, едины во мнении с серьезными аналитиками, которые, признавая недостатки нынешней финансовой системы, не видят ей достойной альтернативы. Им нечего предложить.

Любопытна реакция немецкой прессы — профессионализм Йозефа Акерманна на встрече в Гамбурге мало кто отметил; в лучшем случае признали его «спокойствие». Впрочем, не хвалили и плакатную риторику «оккупантов», что в СМИ в последние недели стало уже общим местом — редкий случай, когда слова, произнесенные всего лишь ради сотрясения воздуха, не заслужили поощрения.