Группа «Русский стандарт» Рустама Тарико приобрела 9,9% акций польского алкогольного холдинга Central European Distribution Corporation (CEDC). С 15 по 21 ноября «Русский стандарт» скупил на открытом рынке 7 млн 206 тысяч 125 акций на общую сумму 25,35 млн долларов, говорится в сообщении CEDC, опубликованном на сайте Комиссии по ценным бумагам США. Основная часть пакета — 6,4% — была приобретена ЗАО «Компания «Русский стандарт» по цене от 3,19 до 3,49 доллара за бумагу. Еще часть акций приобрела другая компания холдинга «Русский стандарт – Инвест».

Central European Distribution Corporation — производитель водки и других алкогольных напитков. Компания работает на рынке Восточной Европы и владеет или обслуживает более 700 брендов, в числе которых Zubrowka, Jim Beam, Guiness, «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся».

Польская компания находится далеко не в лучшей финансовой форме. За последние полгода доля CEDC на российском рынке водки, который приносит производителю около 70% выручки, снизилась с 12,4% до 11,6%. Производство сократилось на 19,3% до 5,6 млн долларов. В итоге, в третьем квартале 2011 года выручка составила лишь 456 млн долларов, чистый убыток — 839 млн долларов.

«Русский стандарт» рассматривает инвестицию в CEDC, занимающую сильные позиции на восточноевропейском рынке алкоголя, как стратегическую. Холдинг может в дальнейшем увеличить свою долю в CEDC, равно как и выйти из его капитала, отмечается в сообщении.

У «Русского стандарта» текущая сделка — уже не первый опыт в выходе на глобальный рынок слияний и поглощений. До этого компания вела переговоры о покупке украинского производителя алкоголя Nemiroff. Бенефициар российской компании Рустам Тарико тогда заявлял, что готов заплатить за актив более 300 млн долларов, но стороны так и не сошлись в цене. Интересно, что на этот актив претендовала и CEDC, но в итоге Nemiroff так и остался независимым.

Очевидно, что «Русский стандарт» стремится увеличить свою долю на рынке водки, и интерес к российским активам CEDC логичен, отмечает аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Ульяна Ленвальская. Бренды CEDC, ориентированные на нижний и средний ценовой сегмент, хорошо бы дополнили портфель «Русского стандарта», направленный на премиальную аудиторию. В случае покупки Nemiroff такая конструкция была бы затруднительна и возник риск конкуренции между собственными брендами. «Однако CEDC отягощена огромным долгом в 1,3 млрд долларов. Далеко не факт, что у российского холдинга найдутся ресурсы для его реорганизации», — резюмирует эксперт.

Представители «Русского стандарта» от комментариев отказались.