По многим прогнозам, Пекин в скором времени станет крупнейшим потребителем газа в мире, но поставлять его будут все кто угодно, только не Россия.

Переговоры Москвы с Пекином по газовому вопросу длятся семь лет. Успели договориться обо всем, кроме цены.

Но этот камень преткновения обойти не удастся никогда, уверен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:

«Думаю, что по цене никак договориться не удастся. Или мы будем субсидировать китайцев, или просто нужно закрыть этот вопрос, и дальневосточный, и восточносибирский газ экспортировать в сжиженном виде, а не по трубе в Китай. К сожалению, наше правительство вместо того, чтобы форсировать строительство мощи по сжижению на Дальнем Востоке, предпочло строить гигантские трубопроводы, которые обходятся в миллиарды долларов, такие как Сахалин-Хабаровск-Владивосток, сейчас планируемые газопроводы — Алтай, планируется из Якутии построить к тихоокеанскому побережью. То есть это гигантские деньги вкладываются в направление газа на рынок, который этого газа не ждет, и не готов за него платить».

В плане получения газа Китай активно работает с Туркменией и Ираном. Но методы, которые он применяет к этим странам, не годятся для России, рассказывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев:

«Китай ведет очень сложную политическую игру для того, чтобы обеспечить себе преференции. С Россией такую игру провести невозможно. Какой бы не был у нас уровень коррупции, российский суверенитет непобедим. То, что касается Туркмении при помощи взяток, при помощи дешевых кредитов, при помощи разного рода махинации китайцы практически поставили руководство страны под свой контроль. Я беседовал с человеком, который участвовал в конкурсе на получении лицензии в Туркмении, и он рассказывал, как там проводятся конкуры. Побеждает тот, кто приносит самый тяжелый чемодан с наличной валютой. Они, говорит, взвешивают чемодан, и победителем всегда оказывается Китай, потому что, Китай приносит самые тяжелые чемоданы с валютой».

Эксперты признают, что соглашение с Китаем помогло бы России снизить зависимость от европейского газового рынка, который приносит Москве 80% доходов от экспорта газа. Однако если договориться не удастся, Европа останется важнейшим экспортным рынком «Газпрома».

Business FM