Редко какой полет шаттла получался столь образцово-показательным, как последний вояж «Атлантиса»: старт и посадка прошли без малейших накладок. Но программа шаттлов, в рамках которой было осуществлено 135 запусков, знала и другие времена: две катастрофы челноков унесли жизни 14 астронавтов.

В 1986 году вскоре после старта взорвался «Челленджер», в 2003 году при входе в атмосферу погибла «Колумбия». После той трагедии 8-летней давности у НАСА появилось правило: после старта одного шаттла держать другой «под парами», чтобы в случае нештатной ситуации он мог вернуть на Землю экипаж аварийного корабля.

Сам факт того, что от использования челноков не отказались намного раньше, не может не удивлять. Программа «Спейс шаттл» никогда по-настоящему не устраивала ни «космических кадетов», сторонников выхода за пределы земной орбиты, мечтающих о появлении базы на Луне и на Марсе, ни их идеологических противников, которые считали, что потраченные на создание и эксплуатацию шаттлов миллиарды долларов лучше было бы направить на более земные цели. Неслучайно шаттлы называли «летающим компромиссом».

Теперь космическое ведомство США намерено сосредоточиться на освоении дальнего космоса, передав деятельность на околоземной орбите частному бизнесу.

Май 2011 года. Вид из космоса на летящий шаттл «Индевор». Фото: AP
«Колумбия» — первый лётный экземпляр корабля системы «Спейс шаттл». Фото: AP

Но есть и еще один, нематериальный и, возможно, самый важный результат программы «Спейс шаттл». Полеты в космос перестали казаться чем-то экстраординарным, превратившись в глазах обывателя в важную, но рутинную работу. Американцы свыклись с мыслью о своем превосходстве в космосе. Поэтому многие так болезненно реагируют на свертывание программы «Спейс шаттл» и отсутствие внятных разъяснений относительно планов на будущее.