Москва. Репетиция оркестра

В XXI век Москва вступила, полностью признав несостоятельность точечной застройки и всерьез настроившись на застройку комплексную. В прошлом остались времена, когда самой ходовой единицей была комната, квартира и даже дом; сегодня Москва и москвичи измеряют себя городскими кварталами.

Кажется, что квартальная застройка сродни симфоническому концерту, где важно все: как будет звучать строительный оркестр и каждый его инструмент, сумет ли дирижер-девелопер взять за душу публику, наконец, удастся ли композитору-главному архитектору написать музыку, великую по замыслу и самобытно-вдохновенную по воплощению.

Мастерская Сергея Скуратова. "Садовые кварталы"

О величии наших замыслов судить потомкам. Зато проект «Садовые кварталы», самый масштабный в столичных Хамовниках, дает повод поговорить о вдохновении уже сейчас. Здесь укрытые от посторонних глаз жилые кварталы соединяются с распахнутыми общественными зонами, три отделочных материала — с поразительным архитектурным разнообразием, а комфортная для Москвы плотность застройки — с наличием всего и вся, что нужно для жизни, для дела или для отдыха. И главный архитектор «Садовых кварталов» Сергей Скуратов прав: в самобытности проекту тоже не откажешь.

Сергей Скуратов

«Самое главное, мне кажется, что квартал градостроительно очень органично входит в существующую застройку. Он как бы является её продолжением, несмотря на то, что и композиция квартала, и форма организации пространства абсолютно нова для Москвы, и восходит, скорее, к европейским традициям, чем к московским. Но, тем не менее, попытка поженить именно какие-то привычные, любимые московские образцы — Чистых, Патриарших прудов, и безопасную квартальную застройку, которую мы знаем по Парижу или по Лондону — вот эта попытка дала, мне кажется, то качество среды, которое так необходимо Москве».

Дизайн-код квартала садов

Как любят подчеркивать знатоки, эклектичный центр Москвы — территория теплого соседства эстетических взглядов и стилей прошлого, а значит, и в настоящем здесь не может быть единого подхода к архитектурным решениям. Это мнение, которому уже не одно десятилетие, дает потрясающий эффект: у нас не скучно! И будто в архитектурной компьютерной игре, никогда не знаешь, что ждет тебя за углом — шедевр a la antic или радикально-стеклянное чудо-юдо современности.

Однако даже ярые сторонники эстетического свободомыслия не могут отрицать: исторический центр, «утыканный» плохо написанными и некрасиво рифмующимися архитектурными строфами, все же не создает очарования белого стиха. Но как превратить какофонию в полифонию, не скатившись при этом на уровень «Третьей улицы строителей»? И можно ли вообще сохранить архитектурную смелость в рамках комплексной застройки?

Проект МЕГАНОМ. Авторские здания. "Садовые кварталы"

Авторы самого масштабного в московских Хамовниках проекта «Садовые кварталы» нашли ответ на этот вопрос. Архитектурную целостность и стилистическое единство микрорайона обеспечивает дизайн-код. Этот регламент застройки четко прописывает требования к каждому объекту, при этом здесь — в лучших московских традициях! — предоставили трибуну даже не двум-трем, а сразу семи архитекторам, готовым к поиску индивидуальных решений в едином ключе.

Юрий Григорян

Участник проекта, руководитель архбюро «Проект Меганом» Юрий Григорян, уверен: этот смелый шаг может стать началом новой эры в московском девелопменте: «Вне всякого сомнения, это интригующий опыт. В Москве так никто не работал, хотя в мире так работают. Поэтому, мне кажется, посмотреть, как этот опыт приживется в Москве, очень интересно. В любом случае, это будет лучше, чем разрозненная разнообразная застройка, которая вообще не связана никакой идеей».

В поисках золотой середины

Представьте, что нескольких серьезных литераторов пригласили вместе написать пьесу — используя всю свою творческую палитру, создавая образы яркие и самобытные, но при этом жестко соблюдая заданные параметры и подчиняя индивидуальный полет фантазии общему замыслу. Абсурд, заявит разумное большинство. Любопытно, возразят мечтатели. Сложно, но можно, скажут реалисты, особенно если точно известно — зачем.

Для квартальной застройки, чье время действия — наши дни, а место — исторический центр Москвы, девелопер может выбрать один из двух подходов. Первый будет предполагать его абсолютный диктат и походить на игру в королевские фанты, где, как известно, что король прикажет, то все и делают — с непредсказуемым итогом. Подход второй — заманчивое, но крайне трудное коллективное творчество, в котором никто не претендует на бенефис, а все работают на общий успех.

БЮРО:500. Авторские здания. "Садовые кварталы"

Девелопер микрорайона «Садовые кварталы» в столичных Хамовниках, пригласивший сразу семь архитекторов, точно знает, зачем: чтобы избежать однотипных решений и сохранить присущее старой Москве архитектурное разнообразие. При этом единый стиль, соблюденная высота, общность оформления фасадов — проект отличает весьма крепкий сценарий. По мнению творческого руководителя мастерской «Бюро 500» Максима Куренного, именно работа в заданных рамках делает процесс интересным, приобретенный опыт — бесценным, а получившийся результат — очень привлекательным.

Максим Куренной

«Есть такая фраза — попросите архитектора спроектировать что-нибудь, и он не спроектирует ничего. Нужны ограничения. В данном случае они были очень сбалансированными, на мой взгляд. Они были изначально достаточно жесткими, конечно, но вы же видели проект. И в процессе диалога и с заказчиком, и с главным архитектором находилась золотая середина».

Я узнаю Вас в гриме

Фильм под рабочим названием «Столица государства российского» архитекторы и градостроители создают поколениями, и каждому принадлежит свой эпизод, режиссерское прозрение, операторская находка. А Москва, как востребованная актриса, живет, перевоплощаясь из барыни позапрошлого века в пролетарку прошлого и бизнес-леди будущего.

Разговоры о нашей кинематографической и архитектурной самобытности вполне можно вести параллельно. Ведь в Москве если уж массовка, то в масштабах Бондарчука — застройка миллионами квадратных метров, если акцент на знаковом проекте, то в традициях Тарковского, чтобы в свете прожекторов — только главный герой.

И все же постепенно углы скругляются. Сегодня те, кто снимает московское архитектурное кино, формируют новый, современный стиль, сочетающий главные находки Великого немого и пронзительность авторского кино с голливудской зрелищностью и 3D изображением.

А-Б Студия. Авторское здание. "Садовые кварталы"

Самый масштабный в столичных Хамовниках проект «Садовые кварталы» тоже стал своеобразной экспериментальной площадкой, на которой, по определению партнера архитектурной мастерской «АБ-Студия» Андрея Савина, российская архитектурная школа соседствует с передовыми зарубежными подходами.

Андрей Савин

«Мы в Москве не привыкли к современной архитектуре. Все время пытаемся рефлексировать на то, что строится на западе, делаем это с большим опозданием. До нас это доходит уже с какими-то изменениями нашими внутренними вся эта архитектура. И подчас она становится провинциальной. А вот сделать шаг дальше или хотя бы в русле современной архитектуры, к сожалению, мало кому удается. Мы стараемся это сделать и пытаемся этим проектом хотя бы как-то приблизиться к тем тенденциям, которые сейчас есть не только в архитектуре, но и в технологиях, в отношении к образу жизни и построении жилья».

За рулем машины времени

Архитектура — одно из самых утилитарных и самых фатальных для стороннего восприятия искусств. Можно игнорировать Чехова, не ходить на Рубенса, но спрятаться от бесцветной, бесталанной архитектуры невозможно. Как невозможно исправить ошибку градопланирования, которая будет дорого стоить многим грядущим поколениям. Так что выписывать детали картины по имени «Город» приходится с первого раза.

Садовые Кварталы. Комплексная застройка.

Продуманность решений и современный подход — два главных тезиса, с которых начинается любой девелоперский проект. Однако архитектурный критик Николай Малинин, рассуждая о переходе от строительства отдельных домов к возведению целых кварталов, уверен: надо еще посмотреть, выдержит ли проверку временем и сама идея комплексной застройки, и её практическое воплощение.

Николай Малинин

«Выглядит все на этом этапе замечательно, и сама по себе идея комплексного подхода хороша. На фоне точечной застройки нам кажется, что этот подход очень точный, и очень правильный, и очень симпатичный. Но всерьез оценить мы не можем в принципе: ведь мы все прекрасно знаем по нашему печальному опыту прошлого, что в процессе реализации любого прекрасного проекта начинаются усушки-утруски-издержки. И вот когда количество этих усушек перейдет в какое-то новое качество, мы не может предсказать, предугадать и рассчитать, какие бы там ни были использованы правильные модели».

Авторы самого масштабного в столичных Хамовниках проекта «Садовые кварталы» согласны: в своей работе девелопер должен, с одной стороны, делать взвешенную ставку на запросы современников, но с другой стороны, постараться предугадать эстетические вкусы потомков.

«Это не Париж и не Иерусалим, где все дома из одного камня»

Так как же угодить эстетическим взглядам современников и одновременно предугадать вкусы будущих поколений, чтобы не стать старомодным уже через 10 лет? Рассказывает вице-президент по развитию девелоперских проектов управляющей компании «Уникор» Аркадий Воловник.

Аркадий Воловник

— Какие задачи вы как создатели проекта ставили перед архитектурной составляющей «Садовых кварталов»?

— Мы изначально провели достаточно большие исследования, которые показали очень интересные и неожиданные результаты. Оказалось, что на московском рынке востребована современная архитектура. Тема, связанная с львами, колоннами, прочим сталинским ампиром, сегодня становится неинтересной. Наши потенциальные покупатели — люди, много ездившие по Европе, Америке — знакомы с новой архитектурой. И она стала востребованной. Исследования скорости продаж показали, что для домов современной архитектуры она значительно выше, чем для той псевдоклассики, которая строилась параллельно. Это не значит, что эти дома хуже или лучше, они просто другие.

Авторская архитектура «Садовых кварталов» - единство и индивидуальность.

— Изначально стояла задача создать некую архитектурную новинку?

— Однозначно. Мы сразу исходили из того, что архитектура потенциально может быть либо смелой, либо трусливой. Под трусливой мы изначально понимали ту архитектуру, которая рядится в старые одежды. Да, это более привычно, да, это более знакомо, но это попытка уйти от современности. Мы же считали, что современные здания должны быть в современной архитектуре. Мы живем в 21 веке, и здания должны быть началом 21 века. Мы на это пошли, начали осознанно искать тех архитекторов, которые умеют, знают и понимают, как строить дома 21 века для людей, которые успешны в 21 веке.

— Вы нашли одного главного архитектора и еще шестерых.

— Мы побоялись пригласить только одного архитектора, не хотели, чтобы современные качественные дома оказались однотипными и узнаваемыми. Поэтому и приняли решение, что архитекторов их будет несколько. После этого был составлен достаточно большой список архитекторов, которые умеют работать в современном стиле. Сначала мы сами провели селекцию, потом поговорили и отобрали этих семерых, с которыми сейчас работаем.

— Вы не прогадали ни с архитекторами, ни со стилем?

— Нет. Уже сегодня у нас три архитектурные награды за наш проект. Была еще одна проблема, из-за нее мы хотели приглашать многих архитекторов. Это связано с архитектурой Москвы. Москва — город эклектичный. Это не Париж, не Иерусалим, где все дома из одного камня, с одинаковыми решетками и так далее. Москва — это другой город, он более живой, гораздо более интересный. И мы хотели, чтобы эта живость, московская эклектика была здесь, в нашем 21 веке — в рамках одного проекта, одной идеи, одной парадигмы.

— Вы прошли многие этапы того, что мы называем квартальная застройка. Совершили архитектурные ошибки?

— Серьезных ошибок у нас нет. Технические сложности были, а ошибок, надеюсь, пока нет. И те премии, о которых я уже сказал, это подтверждают.

— В Хамовниках, где расположены «Садовые кварталы», реализуются проекты в совершенно другом архитектурном стиле. Никогда не возникала у застройщиков мысль просто сесть и договориться о едином стилистическом подходе к развитию квартала? Или это лишнее?

— Давайте еще раз посмотрим на московскую эклектику, и мы опять можем об этом говорить. Первое, о чем надо сказать, нет такого масштабного проекта как наш. Это пункт номер один, все остальные проекты заметно меньше и не столь влияют на все остальное. Дом архитектора Сергея Ткаченко строится непосредственно рядом с нами, он примыкает к нам. И здесь мы договорились, этот дом является естественным продолжением нашего квартала, образуя с нами общий двор, формируя единое пространство.

— А поодаль?

— Те, что поодаль, они живут своей жизнью. Совсем рядом с нами находится Новодевичий монастырь, тоже своеобразный квартал, который отличается от всех остальных, что строятся. И он прекрасно себя чувствует и замечательно здесь живет. Если говорить о тех домах, которые на Саввинской набережной, у них своя специфика, свое направление. Если говорить о тех, что находится в соседних кварталах, они от нас не видны, они на нас не влияют. И все это московский стиль как раз продолжает и развивает.

— Вы говорили о современной архитектуре, которая востребована сегодня, а не есть ли это просто следование моде, которая лет через пятьдесят сменится, и дома ваши не будут выглядеть уж столь привлекательными?

— Давайте доживем и посмотрим. Лет через пятьдесят я готов вернуться к теме, и мы еще раз обсудим ситуацию, но уже сложившуюся к тому времени. Если говорить серьезно, то, наверное, мода всегда присутствует в архитектуре. В конце концов, это то же платье, которое одевают, только не на одного человека, а на очень много людей. Поэтому мода, конечно, присутствует. Устаревают ли дома? Устаревают, это совершенно очевидно. Но это отдельная тема, интересная, ее стоило бы обсудить, но это совсем другая тема, для другого разговора. Отмечу только, что качественная архитектура всегда живет. Качественная, сделанная мастером, она всегда интересна, она будет интересна уже только потому, что сделана в это время и сделана многими мастерами и выполнена из качественных материалов. Уже одно это предопределяет долгую жизнь. Сегодняшняя архитектура заведомо не будет соответствовать периоду, который наступит через полстолетия. Я не знаю, какие к тому времени будут дома, я плохо понимаю, какая будет инженерия. Но все это будет другим — это точно, и это мы сегодня уже понимаем. Но так как мы работаем в масштабе человека, ориентируемся на семейные ценности, которые, надеюсь, все-таки серьезно не изменятся, созданное сегодня будет востребовано и интересно. Интересно хотя бы тем, что вот так было в начале 21 века.