Расула Мирзаева освободили под залог в 100 тысяч рублей
Суд принял решение об освобождении под залог чемпиона России по комплексным единоборствам Расула Мирзаева, от удара которого скончался 19-летний студент Иван Агафонов. При этом просьба подсудимого о слушании дела в особом порядке была отклонена
Читать на полной версииЗамоскворецкий суд Москвы сегодня, 13 февраля, принял решение об освобождении под залог в 100 тысяч рублей чемпиона России по комплексным единоборствам Расула Мирзаева, от удара которого скончался 19-летний студент Иван Агафонов. При этом просьба подсудимого о слушании дела в особом порядке была отклонена — против этого были родственники погибшего. К рассмотрению дела суд приступит 22 февраля.
Заседание суда вызвало ажиотаж — маленький зал был забит до отказа. Во избежание инцидентов в суде были предприняты повышенные меры безопасности: помимо приставов, в зале дежурили несколько конвоиров со служебной собакой-ротвейлером. Первую скамью выделили для потерпевших — родителей и сестры погибшего москвича.
Доставленный под конвоем в суд Расул Мирзаев был неразговорчив. Все вопросы он игнорировал. Его адвокат также решил воздерживаться от комментариев до конца заседания.
Первым решался вопрос о том, содержать ли подсудимого дальше в СИЗО или изменить ему меру пресечения.
Напомним, что чемпион России и мира по борьбе самбо и комплексным спортивным единоборствам Расул Мирзаев находится под стражей с 19 августа 2011 года, когда он явился в правоохранительные органы с повинной.
Это произошло после того, как он узнал, что его стычка с 19-летним москвичом Иваном Агафоновым у ночного клуба «Гараж», которая произошла под утро 15 августа, закончилась смертью соперника. Мирзаев сообщил следователям, что вступился за честь своей девушки. Он нанес кулаком лишь один удар Агафонову в лицо, от которого тот упал и ударился головой об асфальт. Через несколько дней парень умер в больнице. Мирзаев уверял, что не желал ему смерти.
Арест или освобождение: аргументы за и против
22 августа Замоскворецкий суд поверил обвиняемому и постановил освободить Мирзаева под залог в 5 млн рублей. Но уже на следующий день прокуратура добилась отмены этого решения в Мосгорсуде и Мирзаев не вышел на свободу. В итоге, 23 августа районный суд санкционировал арест спортсмена, который и по сей день содержится в Бутырском СИЗО.
На сегодняшнем заседании гособвинитель Алексей Смирнов, известный по процессу о беспорядках на Манежной площади, просил оставить Мирзаева под стражей еще на три месяца. При этом он признал, что в декабре минувшего года в УК были внесены изменения, согласно которыми по нетяжким преступлениям в случае отсутствия отягчающих обстоятельств обвиняемому не может быть избрана такая мера пресечения как арест.
Представляющая интересы потерпевших (родителей и сестры погибшего) адвокат Оксана Михалкина была с ним солидарна. «Со слов самого Мирзаева ясно, что он не имеет постоянной регистрации и работы на территории Москвы. По месту временной регистрации он не проживал, поэтому может скрыться от следствия и суда, в том числе за границей», — заявила адвокат.
В свою очередь сам Расул Мирзаев заверил, что не собирается этого делать. «Я не собираюсь никуда скрываться, я признал вину, пришел с повинной и должен загладить вину перед потерпевшими», — сказал он.
Адвокат подсудимого Алексей Гребенской настаивал на освобождении своего подзащитного под подписку о невыезде. Он отметил, что по закону Мирзаеву вообще не может быть назначен реальный срок из-за отсутствия в деле отягчающих обстоятельств, а потому держать спортсмена в изоляторе до приговора бессмысленно.
Чтобы вынести решение, судье Юлии Новичковой потребовалось почти два часа.
Пока ее ждали, между родителями погибшего Ивана Агафонова и адвокатом спортсмена разгорелась жаркая дискуссия.
«Мирзаев — убийца. За что он убил моего сына, за что? — не могла сдержать эмоций мать погибшего Татьяна Агафонова. — Его руки — это оружие. Если бы он его не ударил, то сын не упал бы, не ударился головой и не умер бы в больнице. Он (Мирзаев) виноват! Почему-то он не подумал руку завернуть. Ударил бы в грудь, в руку, раз он не может себя сдержать. Что мой сын сделал? Он что, кого-то изнасиловал? У Мирзаева жена, ребенок. Он должен был дома сидеть в святой для мусульман праздник (в августе празднуется Ураза–байрам), а не по клубам мотаться. Он еще будет жить, выступать, защищать честь России, а я своего ребенка уже не верну».
Татьяна Агафонова считает, что подсудимый явился с повинной не потому, что раскаивался, «а потому что ему так сказал адвокат». По ее словам, лишь спустя полгода Мирзаев прислал родственникам письмо из изолятора с извинениями.
Масла в огонь подлил и отец погибшего Александр Агафонов. «Это звери! Русские никогда так не поступят», — сказал он и добавил, что подсудимый должен нести ответственность не за причинение смерти по неосторожности (часть 1-я статьи 109 УК), которая предусматривает до 2-х лет лишения свободы, а за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть» (часть 4-я статьи 111 УК РФ). По этой статье обвиняемому грозит до 15 лет колонии.
Напомним, первоначально именно эта статья инкриминировалась 25-летнему спортсмену. Позже, после проведения экспертиз, его действия были переквалифицированы на менее тяжкую статью.
Адвокат Мирзаева «держал оборону» как мог. Он возразил, что преступления совершают и русские, и казахи и люди других национальностей. «Никто не говорит, что это должно остаться безнаказанным, — объяснил Алексей Гребенской. — Исходя из вашей логики, ваш сын тоже должен был в 4 часа утра дома сидеть». Адвокат отметил, что после инцидента от известного спортсмена все отвернулись — его лишили всех званий и задним числом уволили с работы.
В свою очередь Оксана Михалкина поддержала пострадавших, заметив, что «спортсмен должен себя контролировать». Однако она признала, что если бы преступление совершил «какой-нибудь гастарбайтер», то дело не вызвало бы столь большой общественный резонанс.
Решение отпустить Мирзаева под залог судья мотивировала последними изменениями в УК. При этом она указала, что «исключительные обстоятельства, которые бы позволили продлить Мирзаеву меру пресечения, отсутствуют». Обстоятельства же, которые учитывались при избрании ареста, уже изменились, гласило постановление суда.
Из него следовало, что Мирзаев сможет выйти на свободу после того, как 100 тысяч рублей поступят на депозитный счет суда.
«Спасибо вам! У меня больше нет слов», — «поблагодарил» судью за такое решение Александр Агафонов.
Особому порядку не быть
После того, как гособвинитель изложил фабулу обвинения, встал вопрос о рассмотрении дела в особом порядке. Ходатайство об этом заявил по окончании следствия подсудимый. В суде Мирзаев вновь подтвердил свою просьбу и сообщил, что принял решение добровольно.
Особый порядок — упрощенная форма судопроизводства. В этом случае подсудимый полностью признает вину. Процесс, как правило, занимает несколько дней. В ходе него не допрашиваются свидетели и не исследуются доказательства. Суд ограничивается изучением лишь данных о личности подсудимого. В этом случае ему не может быть назначено более двух третей от максимального срока, предусмотренного вмененной статьей УК.
Поскольку Мирзаев уже отсидел полгода, родители погибшего москвича всерьез опасались, что подсудимому могут дать по минимуму. Они возражали против особого порядка рассмотрения дела, но внятно пояснить свою позицию не могли, вновь срываясь на эмоции.
За них высказалась адвокат. Оксана Михалкина пояснила, что родители уже полгода «не могут понять, за что убили их сына, и в ходе судебного процесса хотели бы задать вопросы Мирзаеву». Кроме того, добавила она, у потерпевших есть вопросы к свидетелям и экспертам. По словам юриста, в ходе следствия потерпевшие заявляли ходатайство о проведении повторной судебно-медицинской экспертизы, но им было отказано. «Однако они имеют право заявить данное ходатайство в суде», — добавила Михалкина. Учитывая позицию потерпевших, прокурор Алексей Смирнов также возражал против особого порядка рассмотрения дела.
В итоге, суд определил начать слушания в обычном порядке 22 февраля. Таким образом, в процессе будут исследоваться все собранные следствием доказательства.
Впрочем, защитник подсудимого не сомневается, что ему удастся доказать: гибель Ивана Агафонова была чистой случайностью. В интервью BFM.ru Алексей Гребенской отметил, что выводы последней экспертизы, которая не устраивает потерпевших (она признала, что смерть Агафонова наступила не от удара в голову, а от удара головой об асфальт), только подтвердила результаты двух предыдущих исследований. «Они абсолютно понятны даже неспециалистам и ясно говорят, что имело место причинение смерти по неосторожности», — сказал защитник.
Он не знает, когда родственники смогут внести залог на счет суда, но не исключает, что это может произойти уже сегодня-завтра.
Тем временем адвокат семьи Агафоновых заявила о намерении обжаловать решение об освобождении Мирзаева. Оксана Михалкина заявила, что маленький размер залога стал «пощечиной» для потерпевшей стороны, а суд создал опасный прецедент: «Теперь любой отморозок может убить и выйти под залог в 100 тысяч рублей», — считает юрист.
Позже стало известно, что прокуратура Москвы также не согласилась с решением суда о залоге и завтра подаст кассационное представление в Мосгорсуд с просьбой о его отмене.