В 2011 году «Группа ГАЗ» реализовала 13198 автобусов — на 22% больше, чем в 2010-м. Несмотря на это доля компании на российском рынке сократилась с 70% до 64%. Причина — растущее предложение со стороны конкурентов.

«Появляется все больше современных и совершенных автобусов. Однако стоит отметить, что несмотря на сокращение доли в количественном выражении, мы увеличили финансовую долю до 56%. Такого не было даже до кризиса», — заявил Александр Федоров, начальник управления по развитию продаж дивизиона ГАЗ «Русские автобусы».

В 2012 году ГАЗ рассматривает для себя два варианта развития событий. Согласно пессимистичному сценарию, сбыт автобусов сократится, но не принципиально — на 1–2%. Многое зависит от контрактов, которые предполагается подписать и выполнить в 2012 году. В частности, ГАЗ планирует продолжить поставки автобусов «ЛиАЗ» в Москву, но для этого еще необходимо выиграть конкурс. Напомним, в 2011 году в столицу было поставлено более 2 тысяч таких автобусов. Кроме того, ГАЗ рассчитывает увеличить свой лизинговый портфель с нынешних 10% до 25%, что опять же зависит от успешных переговоров с партнерами. Если все это удастся реализовать, ГАЗ может даже увеличить на 5% свои продажи в 2012 году. Однако на предприятии не исключают, что сбыт в результате может остаться и на уровне 2011 года.

Но даже при удачном стечении обстоятельств ГАЗ, в лучшем случае, сможет удержать свою долю на рынке. При этом «газовцев» не смущает и тот факт, что доля может продолжать падать. «У нас были и взлеты, и падения. Это рынок. Но мы никогда не опускались ниже доли в 60% рынка, и это наша цель», — заявили представители группы.

По ту сторону

На фоне потерь позиций в России вполне позитивными выглядят показатели роста экспорта техники. Так в 2011 году ГАЗ увеличил поставки автобусов в другие страны на 26%. При этом особо на предприятии выделяют тот факт, что выросло количество техники, поставляемой в страны дальнего зарубежья, а не только в СНГ. Так, если раньше за пределы содружества отправлялись лишь штучные партии, то в 2011 году объем экспорта автобусов достиг 3% за счет контрактов с Никарагуа и Сербией.

В будущем году на ГАЗе рассчитывают продолжить договор с этими странами, а также начать поставки автобусов в Румынию.

Стратегия-2015

Чтобы наравне конкурировать с зарубежными компаниями, которых становится все больше, ГАЗ активно инвестирует в разработку новых машин, внедряет зарубежные комплектующие, унифицирует свои модели. В частности, инвестиции группы в развитие предприятий в 2012 году могут составить 300 млн рублей против 200 млн годом ранее. А с учетом НИОКР общая сумма инвестиций дойдет до 600 млн рублей.

При этом ГАЗ продолжает сокращать количество платформ, чтобы удешевить производство. Сейчас их уже всего 7. Ожидается, что количество платформ может снизиться до трех к 2015 году. Тогда ГАЗ планирует перейти на производство автобусов нового поколения, более современных и высокотехнологичных. Пока проект носит кодовое название UNIMAX. Он подразумевает создание полной линейки автобусов — от малых городских до дальнемагистральных. Первый прототип может быть показан уже в этом году.

Усложнить жизнь ГАЗу может вступление России в ВТО. Причем нижегородцев не волнует ужесточение конкуренции со стороны зарубежных производителей. Топовые версии автобусов компании и сейчас не уступают зарубежным аналогам, так как имеют в основе импортные агрегаты. Проблема может возникнуть из-за появления на рынке большого количество подержанной техники. Чтобы этого избежать, необходимы компенсационные меры, которые сейчас разрабатывает правительство. Останется только согласовать их с ВТО.

«Если компенсационные меры не будут согласованы, то, безусловно, мы увидим уменьшение нашей доли рынка где-то на 3–3,5 млрд рублей уже с 2012 года. А к 2014 году — уже на 4 млрд», — заявляют представители ГАЗа.