В Москве около 20 лет работает Британский банковско-финансовый колледж — ББФК. Его основатели и руководители — директор, кавалер Ордена Британской Империи Наталия Левитова и директор британских программ Елена Ермакова в интервью BFM.ru рассказывают о том, как возникла идея организовать в Москве обучение по британским стандартам, какие знания получают студенты и почему диплом колледжа востребован на рынке.

— Как появилась идея британского бизнес-образования и британского диплома в Москве? Как проект возник и развивался?

Наталия Левитова. Фото из личного архива.

Н. Л.: Мы вместе создавали колледж в 1993 году, через год будем праздновать двадцатилетие. А идея возникла, как всегда бывает, в какой-то мере случайно. Финансовый рынок сам по себе еще только зарождался.

Е. Е.: И связи с иностранными учебными заведениями тоже не были такими плотными, как сейчас. Поэтому я должна сказать, что наше учебное заведение в какой-то степени было уникальным.

Н. Л.: Проработав 17 лет в гимназии, с 1992 года я перешла в Союз юристов сначала на должность переводчика, потом менеджера проектов. И партнер нашего гендиректора попросил переводчика для переговоров с иностранными коллегами из колледжа Великобритании. Они приехали в Россию, чтобы найти какую-то нишу, где могли бы что-то выстроить. Я начала работать с директором Билстонского колледжа (Bilston Community College), сейчас он после реорганизации называется Вулверхэмптон колледж (Wolverhampton College). Он очень старый, с хорошей репутацией. У президента колледжа были русские корни, бабушка из России.

Елена Ермакова. Фото из личного архива.

Е. Е.: Мы говорим о Ките Ваймере (Keith Wymer). Это был его замысел — что-то создать в нашей стране.

Н. Л.: Он хотел каким-то образом помочь России, когда открылись двери, пал «железный занавес», хотел найти какую-то незаполненную нишу.

Е. Е.: Нужно добавить, что именно в тот момент мы переходили от плановой экономики к рыночной, у управленцев не было опыта работы именно в частных предприятиях. И его замысел заключался в том, чтобы помочь нашим специалистам как-то адаптироваться к рыночной экономике. Не высшим руководителям, а на уровне среднего звена, что для нас было очень востребовано.

— Насколько верно удалось определить собственную нишу, в чем ее особенность?

Н. Л.: До сих пор, на самом деле, эта ниша не заполнена в России, если говорить именно об управленцах, которые работают с клиентами или с персоналом на уровне среднего менеджмента. И по сию пору ощущается нехватка высокопрофессиональных руководителей среднего звена.

В то время это было уникальное учебное заведение еще и потому, что мы даем нашим студентам возможность получить ровно такое же образование, которое получают их сверстники в Великобритании, только за другие деньги, не покидая Москвы, не отрываясь от работы. И дело не только в финансовом вопросе, хотя образование в Великобритании недешевое, мягко говоря, — многие не могут позволить себе бросить семью, уехать, оторваться на 2–3 года. Здесь они получают не просто диплом международного образца, коих много. Это диплом, который приходит из Англии. Вначале мы работали по франшизе Билстонского колледжа и через них были связаны с теми организациями, которые аккредитовали в свое время Билстонский колледж на обучение по этим программам.

В 1994-1996 году мы получили самостоятельную аккредитацию, прошли очень сложные процедуры. Как и все международные центры, мы находимся в системе контроля качества британских образовательных организаций.

— Как построен механизм аттестации британских программ?

Н. Л.: Контроль осуществляется по-разному. По одному из наших британских дипломов, BTEC (Business and Technical Educational Council), к нам раз в год приезжает инспектор, берет на выбор работы, написанные нашими студентами, и читает.

Е. Е.: После этого аудитор высказывает свои предварительные суждения, а потом уже присылает подробный отчет на нескольких страницах по четко разработанным критериям — и по каждому студенту, и в целом по системе преподавания в колледже. Проверяется документация, процедуры, которые у нас существуют. Потом по совокупности всего увиденного составляется отчет и выносится оценка.

Н. Л.: У нас не было результата ниже «B». Очень немногие колледжи в Великобритании каждый год получают такую аттестацию.

Е. Е.: Самую высокую оценку «A» международным центрам они стараются не ставить, чтобы это не было пиаровским инструментом, не использовалось в целях рекламы.

Е. Е.: Обе организации [BTEC и ILM] очень уважаемые, у них огромное количество центров и в Великобритании, и за границей. И они гарантируют: где бы ни был получен диплом, он соответствует тем стандартам качества, которые они у себя разработали, и разработали очень подробно. Нам же не дают никаких скидок на то, что студенты пишут курсовые на неродном для них языке. Стандарты одинаковые в Англии, в России и в любой другой стране.

Н. Л.: Да, в них может быть пара каких-то ошибок — в предлогах, артиклях, но на извинения нам каждый раз отвечают, что наши студенты пишут гораздо лучше, чем британские. По программе Института лидерства и менеджмента (ILM) у нас выборочно по представленной ведомости запрашивают работы учащихся и тоже проверяют их. Мы не можем снизить качество преподавания, мы его должны все время улучшать, так как все время находимся «под прицелом», такова вообще система работы в Великобритании.

— Расскажите об особенностях программы для тех, кто поступает на базе 9 или 11 класса, и дополнительного образования для работающих специалистов и учащихся вузов с возможностью совмещения. На каком уровне бизнес-образование привлекает больший интерес, по опыту колледжа?

Е. Е.: У нас учатся студенты разного уровня и разные дипломы получают. Есть те, кто к нам приходит после 9 класса, у них еще нет высшего образования. Они и вечером могут посещать колледж, после основных занятий в школе. У нас все-таки дополнительное образование.

Н. Л.: Здесь нет общеобразовательных предметов, а ведется обучение бизнесу и менеджменту. Такие группы учатся три года, но подход во всех случаях индивидуальный, учитываются и возраст, и уровень знания языка, и цели поступающего. Иногда приходят такие блестящие учащиеся, что мы их берем сразу на второй курс.

Если говорить о взрослых, это могут быть студенты, которые утром учатся в своем учебном заведении, а вечером в колледже. Большую аудиторию составляют молодые специалисты, что называется aspiring managers, которые стремятся подняться на ступеньку выше.

Е. Е.: Программа для «детей» — это бизнес-программа BTEC. Она не такая узконаправленная, как для взрослых, и чуть более теоретическая, поскольку не предполагается, что эти учащиеся могут работать. Она содержит огромное количество информации, которая просто развивает. Когда к нам приходят ребята 14-15 лет, у них очень расплывчатое представление о том, что такое экономика, деловое предприятие, что там делают, зачем оно нужно. Они постигают основы, которым в школе не учат.

Н. Л.: И за три года могут попробовать и понять, что им нравится, что не нравится. У них есть возможность узнать, что такое инвестиции, маркетинг, кто такой маркетолог, что значит работать в рекламе, с людьми, освоить какие-то основы психологии. Без этого им в 15-16 лет очень трудно принять обоснованное решение о выборе будущей профессии. Тогда они в институт идут обдуманно.

Е. Е.: Что касается взрослых, это диплом Института лидерства и менеджмента (ILM), он более практически ориентированный. Например, наши студенты едут в дом отдых на деловую игру. Они за два дня должны сделать бизнес-план конкретного дома отдыха. Учитывая расширение столичных границ, то, что находилось в Московской области, теперь оказывается в Москве. На территории Москвы не должно быть санаториев. Его через год-два точно снесут. Что будет вместо этого? Учащиеся должны с учетом территории, возможностей и прочих исходных параметров разработать бизнес-план, написать и обсчитать его и сделать презентацию.

— Какому уровню соответствуют дипломы ББФК в российской системе и в международной?

Н. Л.: Это квалификационный диплом, профессиональное образование. По мировым европейским стандартам, это профессиональная квалификация. По нашим стандартам, это дополнительное образование к высшему.

— Кто сегодня заинтересован в дополнительном финансовом образовании и почему? Планируют ли учащиеся у вас студенты-специалисты, а равно те, кто уже получил или получает диплом вуза, сменить специализацию, перейти в другую сферу деятельности?

Е. Е.: К нам приходят после совершенно разных вузов, не обязательно экономических. Поступают те, кто стремится получить знания языка и управленческих концепций, освоить управленческие навыки, чтобы себя реализовать. В том числе в своей основной профессии. Менеджерское образование интересует выпускников технических, юридических вузов, экономических, педагогических. У нас были врачи, был психиатр. Управление должно быть поставлено и в государственном учреждении, и в том же медучреждении. Главврач или заведующий — тоже управленец, потому что он работает с людьми. И старшая медсестра, и старший преподаватель — тоже управленцы, у нас были студентки этих направлений.

Почему-то считается, что если менеджер, то он должен работать в бизнесе. Совершенно неправильно. У нас очень много государственных и научных предприятий, которые работают теперь уже по проектам. Есть и клиенты, и партнеры иностранные, и с ними нужно взаимодействовать не в качестве переводчика, а на уровне менеджера подразделения. И бизнес-английского кому-то может не хватать.

— В чем особенности «российского финансового образования» и «британского финансового образования», и как они совмещаются в ББФК? На каком материале проводится обучение?

Н. Л.: Мы все материалы получаем из Англии, есть и американские кейсы.

Е. Е.: Специфика в том, что нам предоставляют не только программы, но и ресурсы.

Н. Л.: Важной особенностью британского образования является то, что в широком смысле в Великобритании получают дипломы, направленные на практическое применение приобретенных знаний.

Особенность российской системы в том, что наши студенты обладают очень широкими и глубокими теоретическими знаниями. Они знают: «менеджмент — это...», и дальше идет длинное определение. Студенты Британского банковско-финансового колледжа знают не только что, но и как это делать. Это достигается большим количеством практических работ. У нас нет лекций в формате overhead lecturing, практикуется интерактивное обучение. К студенту постоянно обращаются и получают ответную реакцию: согласен, не согласен, почему не согласен. Учащиеся усваивают знания и умения не только от преподавателя, но из разных источников, в том числе от своих товарищей. Они все работают в разных компаниях, и когда идет практическая работа, обсуждение какого-то кейса на Case Study, они делятся друг с другом знаниями, обмениваются мнениями, опытом. Это важно, ведь в менеджменте нет одного правильного ответа на поставленный вопрос.

— Удается ли реализовать «британские» знания на практике, ведь не секрет, что и система финансовой отчетности, и принципы корпоративного управления в России и Британии существенно различаются? На что все же стоит делать акцент, если предполагается работать в России?

Н. Л.: Разумеется, разные и система бухучета, и налоговой отчетности, но в преподавании финансового менеджмента и управленческого учета принципы очень схожи.

Е. Е.: Менеджерам среднего и низшего звена так или иначе приходится иметь дело и с бюджетированием, и с костингом (учетом затрат). Если уж мы перешли на рыночные рельсы, то здесь все это сопоставимо. Конечно, есть определенная специфика, связанная с законодательством, в каждой стране она своя, но ее несложно освоить, реализуя свой профессиональный потенциал на конкретном рынке.

Н. Л.: Здесь как с изучением языка — важна основа. Почему необходимо заниматься грамматикой? Потому что это «скелет», на который можно нарастить знания. Если у человека есть общее понимание системы финансового учета, финансового менеджмента, то немного адаптироваться к другим условиям, будь то Франция, Бельгия, Россия, гораздо проще, чем выстраивать всю систему.

— Как пишется дипломная работа в соответствии с британскими стандартами?

Н. Л.: Написать британский диплом не так просто, это требует очень большой индивидуальной работы. Поэтому мы не «раздуваем» учебное заведение, больше 8 проектов куратору очень трудно взять, потому что за каждым стоит повседневная работа, переписка по электронной почте, по Skype, личные консультации. Каждая работа индивидуальна, списать ее нельзя ниоткуда.

Е. Е.: Если говорить о программе лидерства и менеджмента, то учащиеся пишут курсовую, которая непосредственно связана с какой-то проблемой у них на работе. Они ее разрабатывают, находят решение, составляют план действий, продумывают ресурсы, необходимые для осуществления этих рекомендаций. И все пишется на английском языке. Естественно, что без поддержки куратора это очень сложно сделать. А теоретическая часть там минимальна, я бы сказала, что ее там вообще нет. Да, конечно, мы их знакомим с концепциями менеджмента, с теориями, но пересказывать их в курсовой работе совершенно не нужно. Главное — показать, как практически эта концепция может работать, какими инструментами, полученными здесь, в классе, можно воспользоваться в одной ситуации или в другой, и насколько эффективно. А потом проанализировать, насколько успешно они этим инструментом воспользовались.

Н. Л.: Это сложнее, чем скомпилировать что-то, найденное в книгах, в Интернете и так далее.

Е. Е.: Были студенты, которые показывали свои проекты руководителям на работе, и эти рекомендации в компании брали на вооружение. Тут и практическая польза от написания этих проектов большая.

— Есть ли какие-то партнерские проекты с британскими вузами? Проводите ли программы студенческого обмена, стажировки, приглашаете ли преподавателей?

Н. Л.: Очень многие наши преподаватели неоднократно проходили стажировку в Великобритании у наших партнеров. Студенты наши каждый год ездят в Англию, мы сотрудничаем с рядом колледжей, с Хаддерсфилдским университетом, несколько наших студентов там учатся. Они не должны проходить так называемый Foundation Year, первый год для иностранцев. Это обычно обязательное условие. А поскольку они у нас уже имеют диплом Великобритании, они учатся на год меньше.

— А английский сдают? Это тесты IELTS?

Н. Л.: Учащиеся колледжа имеют право не сдавать IELTS. Они сдают внутренний экзамен.

Е. Е.: Наши партнеры присылают задание, а мы здесь проводим экзамен, проверяем, отправляем туда.

Н. Л.: Это касается партнерского вуза Huddersfield University и университетов так называемого Северного Консорциума.

Е. Е.: Они прекрасно знают, какой это диплом. Раз студент его получил, значит, он в достаточной мере владеет языком, основными предметами. Мы пишем, какие изучались предметы и темы, сколько часов, и этого оказывается достаточно.

— Продолжает ли кто-то из выпускников образование за границей?

Н. Л.: У нас уехали за рубеж несколько студентов. Одна из студенток учится в Huddersfield University на грантах, она там в числе лучших. Первый раз папа заплатил за ее обучение, а сейчас она уже сама работает, потому что им разрешено 20 часов в неделю работать, и плюс к этому ей все время дают гранты на оплату обучения.

Как построена система грантов? Студенты выполняют работы, курсовые, дипломные, участвуют в проектах, каких-то научных изысканиях, подают заявку на грант, которая рассматривается. Это не редкий ресурс. Если студент серьезно учится, инициативно, творчески подходит к образованию и это видят, то все не так уж сложно.

Н. Л.: Выпускнице колледжа, которая учится теперь в Праге, «скостили» год.

Е. Е.: Двое наших студентов достаточно успешно учатся в Америке. Тоже поступили без Foundation. Помимо диплома колледжа, мы также написали им характеристики, их взяли на первый курс. Таким образом, это не только Англия. Вузы смотрят на британский диплом, на изучаемую программу по часам и дисциплинам.