В июле 2012 года в рамках Культурной Олимпиады в Лондоне на самых знаковых музыкальных площадках вдоль реки Темзы пройдет фестиваль BT River of Music. В его программе будут музыкальные проекты всех 205 стран-участниц Олимпийских и Паралимпийских Игр.

Россию на фестивале представит известный британский музыкант-экспериментатор, диджей и продюсер Мэтью Херберт. При написании музыки он использует звуки окружающего мира. На этот раз в музыкальную ткань своего сочинения он ввел звуки нового поколения россиян — в возрасте до года. Об идее проекта и о том, как для него звучит Россия, Мэтью Херберт рассказал в интервью BFM.ru.

— Как бы вы определили стиль, в котором творите?

— Если говорить о моей «специализации», это нечто среднее между музыкантом, композитором, историком, собирателем, исследователем и шарлатаном. Моя миссия в том, чтобы мы все научились слушать более внимательно. Суть моего творчества — превращать в музыку повседневные звуки. Это кардинальный выход из парадигмы музыки как имитации или импрессионизма. Теперь музыка может быть и документальной.

— Какие неожиданные материалы и источники звука вам приходилось использовать?

— Для своих прошлых композиций я собирал голоса птицефабрики, канализационной сети в Лондоне, музыку рождения, жизни и смерти свиньи, различные звуки тела (зубов, костей, глаз), записывал, как одновременно 10 тысяч человек едят яблоки. Когда-нибудь я собираюсь сделать запись на основе миллиона разных источников. В рамках этого проекта я попросил присылать мне материалы с различными звуками, издаваемыми младенцами. Мы также записываем пожилых людей старше 80 лет и «голоса» старых московских зданий, идущих под снос.

— Почему вы решили принять участие в этом проекте с российской стороны?

— Я время от времени работаю с Британским советом, и мне предложили поучаствовать в проекте. Это, конечно, почетно, но и очень сложно — представить страну с помощью музыки. Я не большой сторонник корпоративной стороны Олимпиады. Мне, например, кажется странным, что McDonalds является главным спонсором события, воплощающего идеи здоровья и физической культуры. Как бы то ни было, возможность услышать неизвестные голоса русских людей и исполнить их музыку на Трафальгарской площади мне показалась очень интересной.

Культурная роль России очень значима, и сложно придумать, что можно было бы сделать на эту тему. Глупо думать, что возможно показать Россию таким образом — за 40 минут.

— Помимо голосов младенцев из России, какие еще звуки вы могли бы использовать? Как для вас звучит Россия, с чем вы ее ассоциируете?

— В каких-то городах мира вас повсеместно окружает людской гомон и шум. Но, например, в Москве я очень мало слышал разговоров на улице. У меня даже в памяти осталось отчетливое впечатление моей первой поездки в Россию в 1990-ые — как я ездил в такси на заднем сиденье в полной тишине.

— Как возникла идея собирать именно голоса младенцев?

— Мне понравилась тема нового поколения, которое ничего не знает о прошлом России. Когда-нибудь эти младенцы узнают о Толстом, Стравинском, Сталине, Путине, но не сейчас. Они безусловно дети из России, и в то же время они пока «ниоткуда». Им еще только предстоит все познать.

— Сколько записей вам прислали?

— Точно назвать число я не могу, но, думаю, у меня есть примерно 800 записей, которые я включу в концерт. Для меня очень важно, чтобы в проекте такого рода, когда просишь людей поучаствовать, были использованы все присланные материалы. Это как создание живого архива, и не мне решать, кто должен быть услышан, а кто нет. Хотя, конечно, всегда трудно добиться того, чтобы каждый голос нашел свое место в музыке.

— Какова идея композиции? Что вас вдохновило?

— Идея всегда та же: мы должны внимательнее слушать. А источником замысла является мир, в котором на самом деле все не то, чем оно кажется. В Великобритании нам всюду навязывают образы и культуру банального, тривиального и преходящего. Хочется надеяться, что мой голос как художника отступает на второй план, давая возможность зазвучать голосам тех, кого я не знаю, и кто — как в данном случае — пока даже не умеет говорить, чтобы мы смогли услышать что-то более правдивое, истинное.

— Как будет представлена музыка России в рамках Культурной Олимпиады в Лондоне?

— В этой музыке два «русских» измерения. Во-первых, отбор и обработка материала, записанного в России. И, во-вторых, исполнители. Мы собираем к выступлению новый оркестр с участием российских музыкантов. Мне нравится мысль о реальном воплощении идеи российско-британского совместного творчества, а не просто исполнении русских народных песен на фоне изображений Красной площади.

— Если бы вас попросили написать «музыкальный портрет» Великобритании, какие звуки вы бы использовали? Тоже что-то не слишком ожидаемое?

— В случае с моей страной я, наверное, был бы менее обходительным. Я записал бы шум наших огромных супермаркетов, которые сыплют фантастическими обещаниями, а на деле выдают только бесполезный хлам и излишества.