Генпрокуратура сегодня, 10 апреля, утвердила обвинительное заключение и направила в суд уголовное дело генерального директора подконтрольных ЮКОСу компаний «Мускрон» и «Бизнес-Ойл» Алексея Спиричева. Он обвиняется в уклонении от уплаты налогов с организации на сумму более 9 млрд рублей и мошенничестве на сумму свыше 44 млн рублей. Судить коммерсанта будут заочно — в прошлом году Чехия отказалась выдать «беглеца» России.

Уголовное дело в отношении Алексея Спиричева было возбуждено еще в 2003 году, когда к уголовной ответственности привлекли экс-главу ЮКОСа Михаила Ходоровского и бывшего руководителя Международного финансового объединения «Менатеп» Платона Лебедева. Однако в отличие от совладельцев ЮКОСа Спиричев покинул Россию.

Ему так и не смогли предъявить официальное обвинение. В 2004 году Спиричев был объявлен в и международный розыск, а 3 апреля 2004 года Басманный суд Москвы заочно санкционировал его арест. В 2010 году следствие выяснило, что Спиричев обосновался в Чехии. Но попытка Генпрокуратуры добиться его экстрадиции потерпела фиаско — 24 марта прошлого года Муниципальный суд Праги отклонил ходатайство Генпрокуратуры России о выдаче бизнесмена.

По версии следствия, в 1998–2001 годах Алексей Спиричев «совместно с соучастниками и под руководством фактических руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева» оформил документы о том, что возглавляемые им фирмы «Мускрон» и «Бизнес-Ойл» якобы вели деятельность на территории Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) — зон с льготным налогообложением. Первая компания была зарегистрирована в городе Трёхгорный Челябинской области, вторая — в городе Лесной Свердловской области. В результате, возглавляемые Спиричевым организации незаконно получили льготы по уплате налогов в местный бюджет, гласит обвинение.

Следственный комитет России пришел к выводу, что фирма «Мускрон» не доплатила свыше 5,4 млрд рублей налогов, а «Бизнес-Ойл» — более 3,7 млрд рублей. Действия Спиричева следствие квалифицировало по части 2-й статьи 199 УК РФ («уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере» — до 6 лет лишения свободы).

Кроме того, следователи установили, что в 2000 году Спиричев оформил документы о том, что ООО «Бизнес-Ойл» якобы переплатило налоги в бюджет Лесного. «При этом он знал, что никакой переплаты не имелось», — указывается в обвинительном заключении. На основании представленных им документов введенные в заблуждение сотрудники отделения Федерального казначейства города Лесной 27 декабря 2000 года вернули фирме более 44 млн рублей. Деньги поступили на расчетный счет компании «Бизнес-Ойл», открытый в банке, «подконтрольном Лебедеву, Ходорковскому и членам организованной группы». В этом случае следователи трактовали действия Спиричева по части 4-й статьи 159 УК РФ («мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере» — до 10 лет лишения свободы).

Как сообщила сегодня официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по делу Спиричева. Оно направлено в Замоскворецкий районный суд столицы для рассмотрения в заочном порядке.

Новое — хорошо забытое старое

Отметим, что обвинение в уклонении от уплаты налогов с использованием компаний, зарегистрированных на территории ЗАТО, идентично тому, что ранее вменялось Ходорковскому и Лебедеву по их первому уголовному делу. Оно закончилось для бизнесменов 8-летним сроком.

В 2005 году Мещанский суд Москвы признал бывших совладельцев ЮКОСа виновными в мошенничестве и ряде других преступлений.

«Расчеты по уплате налогов осуществлялись в льготном режиме, в том числе векселями ЮКОСа с согласия местных органов власти», — вспоминает фабулу обвинения защищавший Платона Лебедева адвокат Константин Ривкин. Он отметил, что впоследствии Мосгорсуд изменил приговор Мещанского суда: вышестоящая инстанция исключила из обвинения Ходорковского и Лебедева расчет с бюджетом векселями на сумму более 11 млрд рублей, однако все же посчитал неправомерным использование налоговых льгот.

«Кроме того, это обвинение было исключено судами из уголовных дел бывших мэров городов Лесной и Трехгорный — Александра Иванникова и Николая Лубенца», — рассказал BFM.ru Константин Ривкин. По его словам, экс-чиновников привлекали к уголовной ответственности за злоупотребления, связанные с деятельностью ЮКОСовских фирм (для первого процесс закончился 5-ю реальными годами лишения свободы, для второго — 4-летним условным сроком). Следствие сочло, что они не имели права предоставлять операционным компаниям ЮКОСа налоговые льготы и не могли принимать от них векселя в качестве оплаты налогов в бюджет.

Алексей Спиричев и возглавляемые им фирмы также упоминались и во втором уголовном деле бывших совладельцев ЮКОСа — как один из каналов реализации якобы похищенной нефти.

Напомним, в декабре 2010 года Хамовнический суд Москвы вынес Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву второй приговор. Бизнесмены получили по 13 лет колонии за хищение более 200 млн тонн нефти стоимостью свыше 800 млрд рублей.

«Очередное достижение прокурорско-следственных органов»

В том, что СКР хочет осудить Алексея Спиричева заочно, Константин Ривкин не видит ничего удивительного. «Хотя бы единожды упомянув человека в качестве соучастника Ходоровского и Лебедева, следствие обязано было принять по нему процессуальное решение, — сказал адвокат. — Теперь они направили дело в суд и поставят себе «галочку». Затем необходимую для отчетности «галочку» поставит и суд».

В свою очередь, адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант заявил BFM.ru, что считает нелогичным предъявленное бывшему сотруднику ЮКОСа обвинение. У него не укладывается в голове, как фиктивные организации «умудрились» не заплатить налогов на столь астрономическую сумму. «Это даже с точки зрения русского языка непонятно. Слово «фикция» означает «не существующий». То есть то, чего нет, умудрилось вести деятельность, чтобы недоплатить налогов аж на 9 млрд рублей, — удивился защитник. — Это, конечно, очередное замечательное достижение наших прокурорско-следственных органов, оно говорит о степени фальшивости всего так называемого «дела ЮКОСа», которое длится уже девятый год».

Кому и зачем это надо

Клювгант добавил, что «обрывки» основного уголовного дела «выскакивают на свет как чертенята из табакерки по воле следственно-прокурорских органов», преобразуясь в уголовные дела. Причем одни и те же действия следствие для одних [фигурантов] трактует как «уклонение от уплаты налогов», а для других — как «хищение нефти». «И некому положить конец этой фальсификаторской деятельности, — сокрушается адвокат. — Ну а то, что в этот раз решили приплести имя Михаила Ходорковского, думаю, можно догадаться, кому и зачем это понадобилось». Клювгант предположил, что следствие упомянуло его подзащитного «в качестве соучастника» Алексея Спиричева в ответ на звучащие в последнее время призывы политиков, представителей общественности и президента Дмитрия Медведева о необходимости разобраться с делом ЮКОСа с точки зрения законности. «Видимо, другого им [правоохранительным органам] нечего сказать в ответ», — полагает адвокат.

Напомним, 2 апреля Генпрокуратура отрапортовала президенту о завершении проверки 32-х резонансных дел, в том числе «дела ЮКОСа». Соответствующее поручение глава государства дал 5 марта. Подробности проверки не разглашаются. Однако эксперты сошлись во мнении, что надзорное ведомство вряд ли изменит свою позицию о виновности Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Стоит отметить, Алексей Спиричев — один из многих бывших сотрудников ЮКОСа, которого будут судить заочно. В частности, в настоящее время Замоскворецкий суд Москвы заочно рассматривает дело бывшего акционера ЮКОСа Владимира Дубова. Иммигрировавший в Израиль бизнесмен обвиняется в хищении бюджетных средств и в причинении имущественного ущерба на общую сумму 76 млрд «старых» рублей.