Тема рекомендаций в нашей стране очень щекотливая: зачастую «покинутый» работодатель считает ушедшего врагом, а иногда хорошие рекомендации работодатель обещает в обмен на уход неугодного сотрудника. И то и другое приводит к искаженному восприятию кандидата и возможным рискам и ошибкам, отмечает бизнес-тренер Светлана Иванова в своей книге «50 советов по рекрутингу», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

По ее мнению, рекомендации должны быть только устными, так как обмануть или скрыть правду в устной беседе, если вы ведете ее правильно, рекомендующему будет гораздо сложнее.

В идеале следует запросить несколько рекомендаций, причем желательно, чтобы они были с разных мест работы или от руководителей разных уровней.

Следующее правило: мотивируйте рекомендующего, ведь человек не обязан тратить на вас время. Используйте метод «три плюса и три минуса». Этот метод сбора и анализа рекомендаций очень похож на своего собрата, метода оценки зон предпочтений и избеганий кандидатов.

Обращайте внимание на так называемые уходы — сознательную или подсознательную смену темы — они сигнализирует о том, что рекомендующий связан каким-то обещаниями и не может их нарушить.

Учитывайте подчеркнуто нейтральные и уступительные формулировки — «нормально», «адекватно», «приемлемо», «в целом». Они чаще всего указывают, что человек сам не верит тому, что говорит.

Легендирование пригодится в том случае, если кандидат еще работает и не сообщал руководству о намерении уволиться. В таком случае можно «сыграть роль» секретаря деканата какой-нибудь престижной образовательной программы и задать необходимые вопросы. Один из секретов удачного хедхантера — правильно получать и проверять рекомендации кандидата.