Прошлогодняя история с переводом накопительной части пенсии граждан в негосударственные пенсионные фонды в этом году приняла неожиданный оборот. Корреспондент BFM.ru получил уведомление о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в ПФР по заявлению, которого сам застрахованный не писал. Ситуация выглядит абсурдной — если за перевод в НПФ агенты негосударственных пенсионных фондов получают вознаграждение, то выгода от перевода в государственную управляющую компанию (ВЭБ) остается тайной.

Заявление №1

Итак, в 2011 году письмо из ПФР известило, что я стала клиентом НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии», написав 25 ноября 2010 года соответствующее заявление и оформив договор. Впоследствии выяснилось, что документы были зарегистрированы не по месту жительства (Московская область) и даже не по месту работы (Москва), а на благодатной ставропольской земле. Захватывающим в этой истории было все: и подача заявления в полицию, и попытки истребовать договор в НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии», и отправка многочисленных жалоб в Пенсионный фонд России, в Генпрокуратуру, в Федеральную службу по финансовым рынкам. К слову, лично поданное заявление в НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» и отправленные через сайт жалобы результата не дали, а сотрудник фонда добрался до клиента лишь 1 декабря. Позиция такова — безобразие учинили агенты. Летом 2011 года НПФ сообщал, что несколько сотрудников ставропольского отделения лишились постов, а информация о подделке заявлений граждан передана в правоохранительные органы.

ФСФР обещала разобраться, истребовать документы у НПФ и, возможно, обратиться в Генпрокуратуру. О дальнейших действиях служба жалобщику не сообщала.

В отделении Пенсионного фонда по Москве и области копии оформленных в Ставрополе документов прислали и уточнили, что ответственность за удостоверение подписи клиента лежит полностью на НПФ. Сам договор застрахованного лица с НПФ мог бы порадовать любого юриста — сведения там минимальны. В договоре об обязательном пенсионном страховании между НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» и застрахованным лицом указано неверное место рождения, а также вымышленный номер телефона. Договор составлен без указания паспортных данных застрахованного лица. В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 июля 2010 года № 523н «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом». Согласно приказу, в графе «Реквизиты и подписи сторон» должны быть указаны фамилия, имя, отчество застрахованного лица, дата и место рождения, пол застрахованного лица, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, сведения о месте жительства, контактный телефон.

Реквизиты паспорта были записаны лишь в личном кабинете клиента: это был документ, украденный в 2008 году. Адресом же числилась квартира клиента в другом городе, проданная много лет назад. Самого паспорта оформившие договор лица, вероятно, не видели: отметка о выписке из вышеуказанной квартиры там стояла за несколько лет до кражи. Выяснить, какая «серая» база данных (причем, с номерами свидетельств пенсионного страхования) тогда использовалась для оформления документов, видимо, предстоит следствию.

Как такой договор мог был быть вообще зарегистрирован — осталось загадкой. На данный вопрос добиться ответа ни через ПФР, ни через Генпрокуратуру не удалось. «Гражданин приходит в НПФ, в который он хочет перевестись, заключает с ним договор и там же пишет соответствующее заявление в ПФР. После этого НПФ, будучи трансфер-агентом, пересылает эти два документа по защищенным каналам связи в ПФР. При этом, НПФ несет всю ответственность за достоверность передаваемой информации. Ну и последнее действие в этой цепочке: ПФР на основании переданных НПФом документов переводит ему ваши пенсионные накопления», — описал систему работы пресс-секретарь ПФР Станислав Дегтярев. По его словам, сегодня 95% договоров и заявлений граждан представляют в ПФР нами негосударственные фонды. «У нас с ними есть соглашения о взаимном удостоверении подписей. Их суть в том, что НПФ гарантирует представление в ПФР исключительно достоверной информации и за точность всех данных ответственность несет сам НПФ», — подчеркивает представитель Пенсионного фонда.

Жизненные силы к борьбе гражданина за свои права, пусть иногда и своеобразно, поддерживала полиция. Заявление в районное УВД было подано 11 мая, с тех пор материалы побывали в ОВД по месту жительства, в Москве (прошли путь сверху, а затем снизу), в Татарстане (там находится архив НПФ), снова в Москве, а затем ушли в Ставрополь. Входящие и исходящие номера жалоб, звонки в районные и городские УВД, ответы на вопросы типа «Как вы вступили в Пенсионный фонд?» и сдача образцов почерка, несомненно, раскрасили однообразную жизнь офисного сотрудника. Как продвигается расследование в Ставрополе, пока неясно.

Результат — ноль

Впереди замаячила безрадостная перспектива судебного разбирательства. Выходов было два. Первый: подать иск о признании договора недействительным и в случае признания его недействительным лишиться инвестиционного дохода. Дело в том, что средства пенсионных накоплений переводят лишь раз в год, узнать о принятом решении заранее невозможно, гражданин уведомляется в письме ПФР в мае-июне. Второй выход: опустить руки и «проглотить» обман, но получить инвестиционный доход. Точку в этом деле в декабре 2011 года поставил мой папа: мучения ребенка приносили ему страдания. «Забей», — был отеческий совет.

Заявление №2

По злому стечению обстоятельств забыть это дело не удалось. В июне 2012 года история повторилась, но с нюансами. Следует отметить: в мае 2011 года возмущенный клиент НПФ написал в районное отделение ПФР заявление о переводе накоплений в УК Внешэкономбанка. Подумавши, решил отдать деньги в НПФ Сбербанка — уже не столько ради дохода, а ради контроля за данными. Заявление и договор были оформлены в начале декабря 2011 года. Согласно Федеральному закону №75 от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах», гражданин может написать хоть сотню заявлений, действительным может считаться то, которое было оформлено последним.

Но последнее личное заявление оказалось не последним. В июне ПФР сообщил, что в конце декабря 2011 года я «написала» еще одно заявление. В отделении ПФР по месту жительства пояснили, что документы были оформлены через трансфер-агента в Рязанской области (соответствующая информация зашифрована в их номере). Получить вожделенный договор можно лишь через отделение ПФР по Москве и области, соответствующий запрос уже находится там.

Ситуация стала абсурдной. Так, в прошлогоднем скандале с переводом пенсионных накоплений фигурировали лишь негосударственные пенсионные фонды. В 2011 году наибольшее количество жалоб поступило на НПФ «Норильский никель», «Ренессанс жизнь и пенсии» и «Благосостояние», в результате чего с этими тремя НПФ в ряде регионов были расторгнуты трансферагентские соглашения. Агенты — это лица, которые ищут клиентов для НПФ, а трансфер-агенты — это организации, имеющие право принимать заявления от граждан и пересылать документы по защищенным каналам связи в ПФР. Сделано это для облегчения жизни самих граждан — им не нужно идти в Пенсионный фонд, а достаточно написать заявление через трансфер-агента.

За работу с НПФ агенты получают вознаграждение, рассказал BFM.ru пресс-секретарь ПФР Станислав Дегтярев. «Задача агентов – агитировать население переводить их пенсионные накопления в НПФ. Успешный результат этой работы – заключенный с человеком договор, который агент отдает в НПФ. НПФы в среднем платят агенту 500-1500 рублей за один заключенный договор», — говорит он. Государственная управляющая компания агентов не нанимает, в ней аккумулированы средства «молчунов» (граждан, не написавших заявления об инвестировании накоплений).

«Посудите сами: если агент «перевел» человека в НПФ, он получает за это от НПФ деньги. А кто будет платить агенту за «перевод» человека в ВЭБ? Никто», — говорит Станислав Дегтярев. Мало того, ВЭБ даже не ведет никаких реестров персональных данных. «ВЭБ — лишь инструмент для инвестирования средств пенсионных накоплений, с персональными данными граждан не работает», — пояснили BFM.ru в пресс-службе этой организации.

«Трансфер-агенты — это не какие-то неизвестные люди, а совершенно конкретные официальные организации, с которыми у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей. Это НПФы, банки и так далее. Во всех регионах они разные», — уточнил Станислав Дегтярев. Список трансфер-агентов изменяется каждый год и публикуется на сайте ПФР. «НПФ в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с гражданином о переводе средств пенсионных накоплений», — подчеркивает представитель ПФР.

Трансфер-агентами, с которыми у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей в 2012 году, в Рязанской области являются лишь шесть организаций: филиал НПФ «Росгосстрах» (номер договора 072Т001), филиал банка «Уралсиб» в Рязани (072Т002), отделение центрального филиала НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» в Рязани (072Т003), центральная региональная дирекция НПФ «Промагрофонд» (072Т004), рязанское отделение № 8606 Сбербанка (072Т005) и рязанский филиал «Мастер–банка» (072Т006). Номер заявления, поданного в конце декабря от моего имени, начинается с шифра 072Т003.

В call-центре рязанского отделения НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» сказали, что без личного заявления перевод пенсионных накоплений невозможен. «Не могу понять, как такое могло произойти», — сказала сотрудница call-центра.

В свою очередь председатель попечительского совета фонда Олег Киселев заявил BFM.ru, что подобный случай стал первым. «Случай редкий не только для нас, но и для всего рынка. По данному случаю инициировано служебное расследование, потребуется некоторое время, чтобы разобраться в причинах данного инцидента», — сказал топ-менеджер. «Нам приходится сталкиваться со случаями, когда агенты, в стремлении получить от фонда комиссионное вознаграждение, пытаются предоставить поддельные заявления о переводе пенсионных накоплений граждан в наш фонд. Но чтобы деньги выводились из фонда, такого еще не было», — заявил Олег Киселев. Он подчеркнул, что избавление от клиентов не входит в задачу негосударственных пенсионных фондов. «Соответственно НПФ «Ренессанс жизни и пенсии» никак не заинтересован в подобных операциях», — сказал он.

Остается надежда, что произошла техническая ошибка или путаница при урегулировании жалобы с НПФ. Моя встреча с сотрудником фонда прошла 1 декабря, на ней была подписана бумага о том, что «разъяснительную беседу прослушала, претензии сохраняю». Других бумаг не помню, но не исключено, что подписала обязательство НПФ перевести деньги обратно в ПФР. В любом случае, встреча состоялась 1 декабря, а заявление было от 28 декабря. «Мы не знаем, почему эта дата», — сказали в НПФ.

То, что договор был подан от рязанского отделения, как выяснилось, входит в практику. В центральной дирекции НПФ пояснили, что трансфер-агентские соглашения у них заключены в разных регионах и документы из одних регионов могут подаваться в другие. Например, гражданин может написать заявление о переводе средств пенсионных накоплений в Московской области, а зарегистрированы документы будут в Рязани. В 2011 году у данного НПФ было приостановлено действие соглашения с ПФР о взаимном удостоверении подписей в Москве.

Таким образом, разрыв трансфер-агентских соглашений Пенсионным фондом в плане подачи заявлений ничего не изменил.

В любом случае, поместить пенсионные накопления по желанию самого застрахованного опять не удалось. Кроме того, стало понятно, что разобраться в действии системы простому гражданину крайне сложно.

Как подать заявление

Отметим, что трансфер-агенты могут принимать заявления о переводе средств пенсионных накоплений в какой угодно фонд. Услуга эта бесплатная. Соответствующая информация, в частности, содержится на сайте «Мастер-банка». Эти сведения подтвердили и в Сбербанке. «Согласно трансферагентскому соглашению между подразделениями банка и ОПФР, Сбербанк имеет право принимать от граждан заявления о переводе накопительной части пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой – речь идет о любом фонде, не только об НПФ Сбербанка», — разъяснили BFM.ru в пресс-службе Сбербанка. Там подтвердили, что необходимо личное присутствие. «Гражданин пишет заявление самостоятельно, заверяет своей подписью, сотрудник Сбербанка обязан идентифицировать его личность и также подписать заявление», — сказали в крупнейшем российском банке. А вот информация о том, откуда переводятся накопления, не указывается, пояснили и в ПФР, и в Сбербанке. «В заявлении указывается фонд, в который переводятся накопления», — сказала представитель пресс-службы банка. Статистикой перевода средств в другие НПФ или ПФР в Сбербанке не владеют, так как ведут учет только по своему НПФ. «Так, переходят в НПФ Сбербанка ежегодно десятки тысяч человек, покидают – сотни», — отметили в банке.

Деньги остаются на счетах

Как бы то ни было, в результате неправомерных переводов гражданин теряет лишь нервы и, возможно, разницу в инвестиционном доходе (он может быть и выше). Накопительная часть трудовой пенсии не исчезает. «И, конечно, не стоит забывать о том, что даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ они не пропадают. Эти средства по-прежнему находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования», — уточнил представитель пресс-службы ПФР.