Объем продаж смартфонов во втором квартале текущего года вырос до 154 млн единиц — на 42,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Львиная доля рынка «умных» трубок принадлежит Apple и Samsung — их совокупная доля составила 83%, сообщается в отчете аналитической фирмы Gartner.

Рост продаж смартфонов происходит на фоне общего сокращения рынка мобильных устройств. По данным Gartner, продажи мобильных телефонов на глобальном рынке снизились на 2,3% — до 419 млн штук. Получается, что доля смартфонов в общей массе реализованных «мобильников» выросла — с 25,1% до 36,7%, тогда как обычных «трубок» было продано на 17,3% меньше, чем за второй квартал прошлого года.

В категории смартфонов безоговорочное лидерство принадлежит устройствам на базе мобильной операционной системы Android. Около 64,1% всех проданных в мире «трубок» (98,5 млн) — это Android-аппараты. В прошлом году платформе принадлежало 43,4% рынка.

Более половины из проданных Android-смартфонов — 45,6 млн аппаратов — произведены южнокорейской компанией Samsung. Аналитики отмечают, что Samsung удалось укрепить позиции на рынке благодаря популярности смартфонов серии Galaxy.

Доля платформы iOS, и, соответственно, «трубок» iPhone, также выросла — с 18,1% до 18,8%, если сравнивать результаты второго квартала 2011 года и аналогичные показатели 2012 года. Однако по сравнению с первым кварталом текущего года продажи iPhone упали на 12,6% — до 29,6 млн штук. Эксперты отмечают, что сокращение продаж связано с ожиданием скорого выхода новой модели iPhone.

Доля мобильных платформ Symbian и Blackberry сократилась за квартал до 5,9% и 5,2% соответственно. Годом ранее обе операционки занимали более уверенное положение — первой принадлежало 22,1% рынка, второй — 11,7%. За отчетный период было реализовано 5,9 млн Symbian-аппаратов и 5,2 млн устройств Blackberry.

Продажи аппаратов на ОС Windows Phone и Bada, напротив, немного подросли — с доли менее 2% до 2,7% в обоих случаях. Еще 0,6% рынка занимают остальные платформы.

По общему объему проданных мобильных телефонов (включая и смартфоны, и простые модели) первенство на рынке держит Samsung. Компания реализовала более 90 млн «трубок». Рыночная доля южнокорейского производителя выросла с 16,3% до 21,6%.

Финская Nokia продолжает терять позиции: ее доля рынка снизилась с 22,8% до 19,9%. Во втором квартале прошлого года Nokia продала 97,8 млн мобильных телефонов, в этом году — 83,4 млн. Компания по-прежнему занимает второе место среди крупнейших вендоров.

Третья позиция и 6,9% рынка остается за Apple с 28,9 млн реализованных аппаратов. Причем «яблочная» компания не производит дешевых телефонов, единственный смартфон, который она продает, — iPhone.

Остальные компании сильно отстают от первой тройки. Лучший результат показала ZTE — 17,9 млн проданных «мобильников» и рост с 3% до 4,3% рынка. LG продала 14,4 млн аппаратов (3,4%). Huawei, HTC, Motorola и RIM «плетутся» в хвосте с долей менее 3% рынка, причем рост в последнем квартале показала только Huawei.

Ведущий аналитик Gartner Аншул Гупта (Anshul Gupta) отмечает, что неустойчивые экономические условия заставляют пользователей откладывать приобретение новых мобильных телефонов, что и повлияло на сокращение продаж. По его словам, спрос замедлился на всех рынках. В то же время рынок смартфонов продолжает расти, и во второй половине 2012 года его будут стимулировать ожидаемые новинки — iPhone 5 и другие.

Российские эксперты мобильного рынка поясняют, что рост проникновения смартфонов по всему миру — это давно заметная тенденция.

«Этот тренд сформировался не в данном квартале, он заметен на протяжении последних нескольких лет. В меньшей степени тенденция заметна на развивающихся рынках — в Бразилии, в Индии. В большей степени — в США и Европе. Россия, как обычно, где-то посередине», — рассказал BFM.ru эксперт информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко.

О росте доли смартфонов в общем объеме реализованных мобильных телефонов ежеквартально сообщают и российские сотовые ритейлеры «Евросеть», «Связной», розничная сеть МТС и другие. Объем продаж «умных» трубок в России вырос за один лишь прошлый год на 75%, в то время как популярность сотовых телефонов снизилась на 3%, сообщалось
в одном из отчетов «Связного».

Среди факторов последовательного роста проникновения смартфонов Алексей Бойко отмечает возможность глубокой адаптации карманного устройства под вкусы потребителей — за счет скачиваемых мобильных приложений. Снижающиеся расценки на беспроводный интернет-доступ, а также появление все более бюджетных моделей смартфонов, позитивно влияют на рынок.

Главный редактор ресурса Content-Review Сергей Половников считает, что рост продаж смартфонов в настоящее время связан с массовой сменой «трубок» теми, кто не попал в «первую волну». «В первую очередь, это люди старше 35 лет. Они самые инертные и зачастую приходят в салон только тогда, когда телефон полностью выходит из строя. А так как 60-70% полок заняты смартфонами, то и выбор для этих людей очевиден», — рассказал он.

Снижение стоимости самих смартфонов, операторские субсидии и широкое распространение «китайских подделок» — также важные факторы, говорит эксперт. В то же время широкая аудитория уже успела оценить по достоинству преимущества «умных» аппаратов перед обычными «звонилками». «Есть заблуждение, что смартфон покупают из-за Angry Birds. Это не так. Смартфон покупают из-за приложений, которые помогают в повседневной жизни. Более того, уже есть люди, которые для каждой из задач могут купить отдельный аппарат. Например, один — под спорт-трекер и музыкальный плеер, второй — для почты и общения, а третий — для звонков», — пояснил Половников.