Рособрнадзор впервые в практике проведения ЕГЭ установил минимальный порог, необходимый для сдачи госэкзамена по всем предметам — и обязательным, и тем, что школьники сдают по выбору. В ряде предметов достаточно выполнить пятую часть задания, чтобы экзамен считался сданным.

Список предметов и минимальное количество баллов по ним Рособрнадзор опубликовал на своем сайте, они прописаны в распоряжении ведомства от 29 августа.

По обязательным русскому языку и математике минимальные баллы — 36 и 24 соответственно. Необходимый для сдачи минимум по физике, химии и биологии составляет 36 баллов, по информатике и ИКТ — 40 баллов, по обществознанию — 39 баллов, по литературе и истории — 32 балла, по географии — 37 баллов, по иностранным языкам — 20 баллов.

При сдаче ЕГЭ максимально можно набрать 100 баллов. Таким образом, для успешной сдачи иностранного языка можно набрать лишь пятую часть от максимально возможного, при сдаче литературы и истории — примерно треть.

Минимальный балл Рособрнадзор определил по результатам экзаменов в прошлые годы, это средний минимум, который получали школьники, рассказал BFM.ru научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. «Я как бывший учитель могу сказать, что курс физики в полном объеме осваивало не больше трети учащихся класса. И это нормальная величина. Это не плохо и это не хорошо, это нормально. В этом смысле это [определение минимального балла] — статистические данные», — пояснил он.

По итогам 2012 года ЕГЭ не сдали 25067 человек, это примерно 3,25% от всех сдававших ЕГЭ (843766), заявляла в июле этого года глава Рособрнадзора Любовь Глебова. По ее словам, в 2011 году заваливших ЕГЭ было меньше — около 20 тысяч человек, примерно 2,5% от сдававших. В Москве количество выпускников, получивших двойки по ЕГЭ по двум предметам увеличилось почти в два раза — до 142 человек, приводил данные глава департамента образования Москвы Исаак Калина. Годом ранее такие результаты получил только 81 выпускник.

Рост числа заваливших ЕГЭ Любовь Глебова объясняла изменением структуры контрольно-измерительных материалов и «рядом других причин». Исаак Калина пояснял, что изменение структуры КИМ по ряду предметов привело к увеличению порога минимальных баллов, и, как следствие, росту доли непреодолевших его.

В целом по России получить тройку по ЕГЭ не смогли сдававшие историю, химию, физику и географию. При этом выросло число апелляций по результатам экзаменов. К июлю была рассмотрена 71 тысяча обращений, из них 40% удовлетворены с изменением результата экзаменов, указывала Глебова.

Год от года уровень подготовки выпускников школ снижается, и установление минимального порога ЕГЭ по всем предметам — это фактически фиксация числа баллов, ниже которых ставить нельзя, считает Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. «Я ориентируюсь на экспериментальные данные Федерального института педагогических измерений, согласно которым мы наблюдаем тенденцию снижения качества образования. Сейчас мы зафиксировали по всем предметам оценку, ниже которой нельзя ставить. Согласно отчету института по итогам ЕГЭ 2009-2010 года были сделаны замечания, которые сводились к тому, что исключение из числа обязательных предметов литературы приводит к снижению качества знаний всех остальных дисциплин, в том числе иностранного языка, математики и физики. Тенденция была зафиксирована, она сохранилась. Мы ее зафиксировали. Иных прорывов не произошло», — рассказал BFM.ru Олег Сергеев.

Все разговоры о падении уровня знаний детей — не более чем обманные костры, которые необходимы, чтобы отвлечь от других проблем, полагает Адамский: «Со времен Сократа знания детей, с точки зрения учителей, ухудшались. И каждое новое поколение профессоров и учителей говорит: знания детей падают. Это происходит из-за того, что представления о знании старшего поколения не совпадают с представлениями о знании детей нового поколения. Дети знают, может быть, больше, но это другого типа знания».

И сейчас эксперты в области образования (в их числе специалисты «Эврики») работают над изменениями в оценке выпускников и расширением системы итоговой аттестации в соответствии с поручением президента, говорит Адамский.

«На западе люди пишут резюме, у них есть рекомендации от учителей, портфолио и так далее. Человек, например, пишет, почему он хочет поступить в этот вуз. И это серьезно учитывается приемной комиссией. Сейчас надо думать о том, как помочь ребенку максимально себя представить с учетом полного набора его достижений и способностей», — указывает он.

Планируется, что все предложения будут готовы уже к концу года. Новая система может заработать в 2013–2014 годах, в том числе в зависимости от того, на какие условия оценки согласятся вузы.

Добавим, что параллельно Госдума в сентябре этого года приступит к рассмотрению законопроекта об образовании, сообщил на минувшей неделе спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Реализация его положений, в случае принятия проекта закона, потребует в 2013 году выделения из бюджета дополнительных 16 млрд рублей, указывал ранее премьер Дмитрий Медведев.